Title: | Исследование особенностей функционирования и повышение влагосодержания в твердополимерных топливных элементах с жидкостным охлаждением |
Other Titles: | A study of work and improve of water content in PEMFC with liquid cooling |
Authors: | Agapov, K. V. Dunikov, D. O. Kuzmin, K. D. Stoyanov, E. V. Агапов, К. В. Дуников, Д. О. Кузьмин, К. Д. Стоянов, Е. В. |
Keywords: | heat transfer water balance hydrogen energy proton-exchange membrane fuel cell hydrogen humidity air теплообмен водный баланс водородная энергетика твердополимерный топливный элемент водород влажный воздух |
Issue Date: | 2020 |
Publisher: | Издательство Тюменского государственного университета |
Citation: | Исследование особенностей функционирования и повышение влагосодержания в твердополимерных топливных элементах с жидкостным охлаждением / К. В. Агапов [и др.]. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика / главный редактор А. Б. Шабаров. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – Т. 6, № 2(22). – С. 8-21. |
Abstract: | In this publication, in addition to focusing on the engineering component in creating our own test bench for trying various modes and the overall performance of solid polymer fuel cells with electric power of more than 2 kW, the features of the result of the operation of a liquidcooled fuel cell in the field of heat transfer are displayed. It is known that its performance and service life depend on a properly tuned water and thermal balance of the fuel cell. The problem area is described in the insufficient moisture content of the supplied air to the fuel cell and the excess heat in the fuel cell. In this case, the negative consequence is that additional resistance to the rate of the electrochemical reaction is created, as a result of which the generated power decreases. A possible way to solve this problem is proposed: so, according to the heat balance equation, by increasing the temperature difference between the incoming and outgoing heat carrier, more heat energy can be removed. The temperature difference was achieved using a water-air radiator. The increased removal of thermal energy allowed the condensation of part of the moisture inside the fuel cell, maintaining the humidity and conductivity of the membrane, but not allowing flooding of the channels with liquid water, which otherwise could lead to a decrease in performance. During the tests, it was possible to increase the removed power by 321 W, which is 8.4% in excess of the maximum power. Based on the obtained experimental results, dependencies were constructed that are expressed by the current-voltage characteristic, power curve, the amount of heat removed by the water from the fuel cell, and a graph of the change in water temperature at the inlet and outlet of the fuel cell at various stages of operation. В настоящей публикации, помимо упора на инженерную составляющую в создании собственного испытательного стенда для отработки различных режимов и общей работоспособности твердополимерных топливных элементов с электрической мощностью свыше 2 кВт, выносятся на обозрение особенности результата работы топливного элемента с жидкостным охлаждением в области теплообмена. Известно, что от правильно отстроенного водяного и теплового баланса топливного элемента зависит его производительность и срок службы. Описана проблемная область в недостаточном влагосодержании подаваемого воздуха в топливный элемент и переизбытке тепла в топливном элементе. При этом отрицательным последствием является то, что создается дополнительное сопротивление скорости электрохимической реакции, вследствие чего уменьшается вырабатываемая мощность. Предложен возможный путь решения данной проблемы: так, согласно уравнению теплового баланса, путем увеличения перепада температур между входящим и выходящим теплоносителем можно отводить больше тепловой энергии. Разница температур достигалась с помощью использования водо-воздушного радиатора. Повышенный отвод тепловой энергии позволил сконденсировать часть влаги внутри топливного элемента, поддерживая влажность и проводимость мембраны, но не допуская при этом затопления каналов жидкой водой, что в противном случае могло бы привести к снижению производительности. Во время испытаний удалось осуществить прирост снимаемой мощности на 321 Вт, что составляет 8,4% сверх максимальной мощности. На основании полученных экспериментальных результатов были построены зависимости, которые выражаются вольт-амперной характеристикой, мощностной кривой, количеством тепла, отводимого водой от топливного элемента, и графиком изменения температуры воды на входе и выходе из топливного элемента на различных этапах работы. |
URI: | https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7705 |
ISSN: | 2500-0888 2411-7927 |
Source: | Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика. – 2020. – Т. 6, № 2(22) |
Appears in Collections: | Вестник ТюмГУ: Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика
|
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.