Abstract: | На протяжении последних нескольких лет реальные доходы населения страны постепенно ухудшались. Наличие объективных проблем в вопросе приобретения материальных благ в совокупности с естественным желанием человека жить в наиболее комфортных условиях ставят вопрос о поиске иных, нематериальных ресурсов для удовлетворения потребностей. Примером подобного ресурса может служить социальный капитал, который в последнее время всё чаще привлекает внимание исследователей в России и мире. Ввиду особенностей молодости (18-30 лет) как периода развития человеческой личности, именно на этот отрезок жизни приходятся первые существенные попытки самостоятельного формирования социального капитала. Не в последнюю очередь это связано с поступлением в высшие учебные заведения, что зачастую сопряжено с изменением привычного окружения и необходимостью действовать в совершенно новых социальных сетях и ролях. Следовательно, и ответственность за самостоятельные действия в этой области становится выше. В связи с этим цель нашей статьи – на основании исследований, проводимых Вологодским научным центром РАН, выявить характерные особенности формирования социального капитала у молодежи и проанализировать их во временном разрезе (2016-2019 гг.). Основным результатом нашего исследования стало обнаружение того, что формирование социального капитала у молодежи происходит более активно, чем у представителей старших поколений. При этом установлено, что «инвестиционные вложения» в эту форму капитала сравнительно быстро «окупаются» и приводят к ожидаемым результатам. На основании положительных изменений в социальном капитале даже в краткосрочной динамике сделан вывод, что молодежь, проживающая в Вологодской области, имеет существенный потенциал для его дальнейшего развития. Over the past few years, neither the real incomes of the population, nor the economic situation of the country as a whole have been favourable by the Russian citizens. The presence of objective problems in the acquisition of material resources, together with the natural desire of a person to live in the most comfortable conditions, raise the question of finding other, intangible, resources to meet needs. An example of such a resource is social capital, which has recently attracted the attention of researchers in Russia and the world more recently. In view of the peculiarities of youth (18-30 y. o.), as a period of development of the human personality, it is precisely on this segment of life that the first significant attempts to independently form social capital fall. Not least of all, this is connected with admission to higher educational institutions, which is often associated with leaving the familiar environment and the need to act in completely new social networks and roles. Consequently, the responsibility for independent actions in this area is becoming higher. In this regard, based on studies conducted by the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, we decided to identify the main features of the formation of social capital in youth and to see how the situation with its accumulation changes in time. The main results of our study include the discovery that the accumulation of social capital at a young age is more effective due to the greater readiness of young people for joint action. Clarification of the fact that investments in social capital, even in youth, quickly begin to bring dividends. Based on the positive changes in social capital over time, it was concluded that the Vologda Region has the potential for its further development. As a result, it was concluded that the active use of the potential for the accumulation of social capital in youth is characterized by increased productivity, due to the fact that in the considered period of life, people are more prone to unification. |