Title: | Figuration across artistic texts |
Other Titles: | Фигурация в художественных текстах |
Authors: | Chrzanowska-Kluczewska, E. Кржановска-Ключевска, Э. |
Keywords: | semiotic figuration game of interpretation symbol-metaphor-allegory iconograpic vs iconological level transmediality/convergence of the arts verbal/visual master tropes universal vs culture-specific figuration интерпретационная игра символ-метафора-аллегория иконографический и иконологический уровни трансмедиальность/конвергенция изобразительных искусств вербальные/изобразительные основные тропы семиотическая фигурация универсальная и культурно-специфичная фигурация |
Issue Date: | 2017 |
Publisher: | Издательство Тюменского государственного университета |
Citation: | Chrzanowska-Kluczewska, E. Figuration across artistic texts = Фигурация в художественных текстах / E. Chrzanowska-Kluczewska // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2017. – Т. 3, № 1. – С. 8-21. |
Abstract: | The article takes up the issue – discussed for several decades by theoreticians of art and practitioners of artistic semiotics – whether verbal and pictorial figuration can be claimed to draw from common resources. Specifically, I want to focus on master tropes, the leading semantic figures, which – as reflections of creative imagination – shape literary discourse. My aim, however, is to claim their presence in the visual arts. Using some chosen examples of artworks, I will argue that the neo-classical tetrad of metaphor-metonymy-synecdoche-irony (cf. Vico, Burke, White) is also discernible in the painted/sculpted media. What is more, I propose the extension of Vichian set to include such figures as, e. g., simile and antithesis (contrast). I also raise the issue of universality vs. culture-specificity of semiotic figuration. All in all, the paper is a contribution to the subject of transmediality, that is convergence of the verbal and non-verbal arts within the semiosphere. В данной статье рассматривается утверждение (уже обсуждавшееся теоретиками искусства и исследователями художественной семиотики в течение нескольких десятилетий), что вербальная и изобразительная фигурация во многом опирается на общие средства выразительности. В частности, автор сосредотачивается на основных тропах (ведущих смысловых фигурах), которые в качестве отражения творческого воображения формируют литературный дискурс. Авторская цель при этом состоит в установлении их присутствия в изобразительном искусстве. Используя некоторые выбранные примеры произведений искусства, автор собирается доказать, что неоклассическая тетрада «метафора-метонимия-синекдоха-ирония» (см. Вико, Бурке, Уайт) также различима в живописи и скульптуре. Более того, автор предлагает расширить предложенную Вико тетраду и включить в нее сравнение и антитезу (противопоставление). В статье также поднимается вопрос о противопоставлении универсальности и культурной специфичности семиотической фигурации. В целом данная статья дополняет предмет трансмедиальности, т. е. сходимость вербальных и невербальных искусств в рамках семиосферы. |
URI: | https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15140 |
ISSN: | 2500-0896 2411-197Х |
Source: | Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2017. – Т. 3, № 1 |
Appears in Collections: | Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates
|
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.