Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15140
Title: Figuration across artistic texts
Other Titles: Фигурация в художественных текстах
Authors: Chrzanowska-Kluczewska, E.
Кржановска-Ключевска, Э.
Keywords: semiotic figuration
game of interpretation
symbol-metaphor-allegory
iconograpic vs iconological level
transmediality/convergence of the arts
verbal/visual master tropes
universal vs culture-specific figuration
интерпретационная игра
символ-метафора-аллегория
иконографический и иконологический уровни
трансмедиальность/конвергенция изобразительных искусств
вербальные/изобразительные основные тропы
семиотическая фигурация
универсальная и культурно-специфичная фигурация
Issue Date: 2017
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Chrzanowska-Kluczewska, E. Figuration across artistic texts = Фигурация в художественных текстах / E. Chrzanowska-Kluczewska // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2017. – Т. 3, № 1. – С. 8-21.
Abstract: The article takes up the issue – discussed for several decades by theoreticians of art and practitioners of artistic semiotics – whether verbal and pictorial figuration can be claimed to draw from common resources. Specifically, I want to focus on master tropes, the leading semantic figures, which – as reflections of creative imagination – shape literary discourse. My aim, however, is to claim their presence in the visual arts. Using some chosen examples of artworks, I will argue that the neo-classical tetrad of metaphor-metonymy-synecdoche-irony (cf. Vico, Burke, White) is also discernible in the painted/sculpted media. What is more, I propose the extension of Vichian set to include such figures as, e. g., simile and antithesis (contrast). I also raise the issue of universality vs. culture-specificity of semiotic figuration. All in all, the paper is a contribution to the subject of transmediality, that is convergence of the verbal and non-verbal arts within the semiosphere.
В данной статье рассматривается утверждение (уже обсуждавшееся теоретиками искусства и исследователями художественной семиотики в течение нескольких десятилетий), что вербальная и изобразительная фигурация во многом опирается на общие средства выразительности. В частности, автор сосредотачивается на основных тропах (ведущих смысловых фигурах), которые в качестве отражения творческого воображения формируют литературный дискурс. Авторская цель при этом состоит в установлении их присутствия в изобразительном искусстве. Используя некоторые выбранные примеры произведений искусства, автор собирается доказать, что неоклассическая тетрада «метафора-метонимия-синекдоха-ирония» (см. Вико, Бурке, Уайт) также различима в живописи и скульптуре. Более того, автор предлагает расширить предложенную Вико тетраду и включить в нее сравнение и антитезу (противопоставление). В статье также поднимается вопрос о противопоставлении универсальности и культурной специфичности семиотической фигурации. В целом данная статья дополняет предмет трансмедиальности, т. е. сходимость вербальных и невербальных искусств в рамках семиосферы.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15140
ISSN: 2500-0896
2411-197Х
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2017. – Т. 3, № 1
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
008_021.pdf11.19 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.