Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15140
Title: Figuration across Artistic Texts
Other Titles: Фигурация в художественных текстах
Authors: Кржановска-ключевска, Эльжбета
Elżbieta, Chrzanowska-kluczewska
Keywords: game of interpretation;symbol-metaphor-allegory;iconograpic vs. iconological level;transmediality/convergence of the arts;verbal/visual master tropes;semiotic figuration;интерпретационная игра;символ-метафора-аллегория;иконографический и иконологический уровни;трансмедиальность/конвергенция изобразительных искусств;вербальные/изобразительные основные тропы;семиотическая фигурация;универсальная и культурно-специфичная фигурация;universal vs. culture-specific figuration
Issue Date: 2017
Citation: Chrzanowska-Kluczewska, E. Figuration across artistic texts / E. Chrzanowska-Kluczewska // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3, № 1. - С. 8-21.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3 №1
Abstract: В данной статье рассматривается утверждение (уже обсуждавшееся теоретиками искусства и исследователями художественной семиотики в течение нескольких десятилетий), что вербальная и изобразительная фигурация во многом опирается на общие средства выразительности. В частности, автор сосредотачивается на основных тропах (ведущих смысловых фигурах), которые в качестве отражения творческого воображения формируют литературный дискурс. Авторская цель при этом состоит в установлении их присутствия в изобразительном искусстве. Используя некоторые выбранные примеры произведений искусства, автор собирается доказать, что неоклассическая тетрада «метафора-метонимия-синекдоха-ирония» (см. Вико, Бурке, Уайт) также различима в живописи и скульптуре. Более того, автор предлагает расширить предложенную Вико тетраду и включить в нее сравнение и антитезу (противопоставление). В статье также поднимается вопрос о противопоставлении универсальности и культурной специфичности семиотической фигурации. В целом данная статья дополняет предмет трансмедиальности, т. е. сходимость вербальных и невербальных искусств в рамках . The article takes up the issue — discussed for several decades by theoreticians of art and practitioners of artistic semiotics — whether verbal and pictorial figuration can be claimed to draw from common resources. Specifically, I want to focus on master tropes, the leading semantic figures, which — as reflections of creative imagination — shape literary discourse. My aim, however, is to claim their presence in the visual arts. Using some chosen examples of artworks, I will argue that the neo-classical tetrad of metaphor-metonymy-synecdoche-irony (cf. Vico, Burke, White) is also discernible in the painted/sculpted media. What is more, I propose the extension of Vichian set to include such figures as, e. g., simile and antithesis (contrast). I also raise the issue of universality vs. culture-specificity of semiotic figuration. All in all, the paper is a contribution to the subject of transmediality, that is convergence of the verbal and non-verbal arts within the semiosphere.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15140
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
008_021.pdf11,19 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.