Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14089
Title: Проблема подготовки педагога к созданию условий смыслообразования в учебно-воспитательном процессе
Other Titles: The problem of training teachers for the creation of conditions of meaning in the educational process
Authors: Белякова, Евгения Гелиевна
Eugenia, G. Belyakova
Keywords: Педагогическое образование;activation procedure of meaning;sense-oriented competence;pedagogical reflection;the semantic component of training;Teacher education;процедуры активизации смыслообразования;смыслоориентированные компетентности;педагогическая рефлексия;смыслообразующий компонент подготовки
Issue Date: 2015
Citation: Белякова, Е. Г. Проблема подготовки педагога к созданию условий смыслообразования в учебно-воспитательном процессе / Е. Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2015. - Т. 1, № 1 (1). - С. 164-174.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Том 1 №1(1)
Abstract: В условиях реформирования отечественного педагогического образования в направлении практикоориентированности крайне важна установка на формирование у студентов – будущих педагогов осмысленной исследовательской позиции, готовности к постановке новых профессиональных задач и поиску нетривиальных способов их решения. Одна из ключевых педагогических задач заключается в необходимости формирования у обучающегося смысла изучения предмета, учебной мотивации, ценностей, мировоззренческих убеждений и других проявлений смыслового отношения к действительности и самому себе. Эта задача по своей сути является творческой и не может решаться алгоритмическим путем. В статье обосновывается содержание подготовки педагога к созданию условий смыслообразования в учебно-воспитательном процессе. Дана характеристика личностно-профессиональным качествам и способностям учителя, необходимым для решения данной задачи, среди которых наиболее значимыми являются творческий подход к педагогической деятельности, исследовательская позиция, готовность к саморазвитию, открытость новому знанию, коммуникативная толерантность, рефлексивность, педагогический такт, умение соблюдать «экологию смыслов» учеников. Представлено содержание программы для педагогов, направленной на развитие профессионально-ценностной рефлексии, овладение процедурами интерпретации текстов, умением организовывать открытый диалог и другими педагогическими техниками, которые могут быть полезны для активизации смыслообразования в процессе обучения. В статье приводятся иллюстративные примеры заданий и материалы, полученные при апробации программы в работе с педагогами. Программа позволяет активизировать смыслообразование у самих педагогов, обеспечивает получение опыта актуализации смыслов и их развития в процессе открытого диалога, интерпретации текстов с педагогическим потенциалом, через моделирование ситуации смыслообразования и выявление особых характеристик, обеспечивающих «фасилитацию» данного процесса. Представлены результаты диагностического исследования, которые позволяют сделать вывод о достаточно высокой эффективности подобных программ. В то же время приобретенный опыт активизации смыслообразования должен быть осмыслен как на уровне индивидуальной рефлексии, так и на основе современного научно-теоретического, методологического знания. Для этого также необходимо, чтобы совместная работа участников группы имела характер поисково-исследовательской . The author focuses upon current issues of pedagogical education in Russia in the period of its reforms and insists upon the necessity to bring up students who can answer every challenge of recent demands for research, including awareness, creativity and the ability to find out non-trivial ways of problem-solving. In this regard educating students how to find sense in studying every discipline, motivation to studies, values, outlooks, and other revelations of meaningful attitude to the reality including her or his own personality is of greatest importance. This task in its essence is a creative one and couldn’t be solved with the help of a certain algorithm. In this article the author states that the major objective to train a good teacher is to create a sense-rich environment. Another focus lies in educating personal and professional qualities and abilities of a teacher, which is necessary to solve this problem, among them most important being creative approach to pedagogical activity, research strategy, readiness for self- improvement, openness for new knowledge, communicative tolerance, pedagogical tact, the ability to trace sense and the tendency to keep to the “Ecology of senses”. The programme to develop professional value thinking, to master the procedure of text-interpretation with the further purpose to launch a discussion is provided. The programme is supported by the sample tasks, as well as by the results of a diagnostic research.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14089
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
белякова.pdf1,63 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.