Citation: | Осколова, Т. Л. Влияние международной мобильности студентов на развитие их национальной идентичности (на опыте Австралии, Канады, США) / Т. Л. Осколова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2015. – Т. 1, № 1(1). – С. 190-197. |
Abstract: | The topicality of this article is due to the problem of impact of international student mobility on a comprehensive development of university students’ identity. The purpose of the article is to analyze cultural exchange projects in terms of their impact on historical memory, family history, the feeling of belonging to one`s motherland, respect for cultural and historical heritage of people, their sense of belonging to national community, sense of the self and awareness of their stereotypes and prejudices. The author examines in detail formation of cognitive and affective components of national identity in university learning environment, as well as the impact of higher education internationalization on the main aspects of national identity (national, or civil and international, or global). According to the two major international projects of training students abroad and cultural students exchange the author comes to conclusion that: 1) internationalization is a factor that affects all aspects of national identity; 2) it is necessary to balance development of national and international or global aspects of national identity; 3) special cultural orientation course is required for participants of international projects to benefit from the project; 4) an additional assessment of national identity of students who participate in international projects is required before the project beginning and at the end of the project. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью изучения влияния международной студенческой мобильности на целостное развитие национальной идентичности личности студентов университетов. Цель статьи – исследование целесообразности развития проектов культурного обмена с точки зрения их влияния на историческую память личности, отношение к истории своей семьи, родного края, страны, бережное отношение к культурным и историческим святыням своего народа, осознание своей принадлежности к национальному сообществу и своей стране, оценка своего культурно-этического поведения, в том числе национально-культурных стереотипов. Автор рассматривает формирование когнитивного компонента национальной идентичности (национальные потребности, интересы, системы ценностей и установок, стереотипные представления, а также национальные стереотипы) и аффективного компонента национальной идентичности (национальные обычаи и традиции, нормы и образцы поведения, эмоциональные элементы, гамма чувств и настроений, особенности темперамента, эмоционально-волевые устремления) в поликультурной образовательной среде университетов. На основе опыта двух крупных международных проектов студенческой мобильности, проводившихся университетами Австралии, Великобритании и США с участием студентов из Австралии, Великобритании, Индии, Кореи, Сингапура, США и Южной Африки, проанализировано влияние интернационализации высшего образования на национально-гражданский и глобальный (или международный) аспекты национальной идентичности. Международные студенческие проекты осуществлялись в 2001-2004 («Размышления о нации: американские студенты и обучение за рубежом» и 2010-2011 гг. («Я глазами других: развитие глобального гражданства посредством международной мобильности и университетского сообщества») и были направлены на обучение студентов за рубежом и адаптацию иностранных студентов в поликультурной университетской среде. Основываясь на данных, опубликованных в журнале «Journal of studies in international education», автор статьи приходит к выводам о: 1)влиянии интернационализации на все аспекты национальной идентичности; 2)необходимости гармонизации развития национально-гражданского и международного аспектов национальной идентичности; 3) необходимости специальной культурологической подготовки участников международных проектов для получения максимальной пользы от участия в проекте; 4) необходимости дополнительных исследований национальной идентичности участников международных проектов, исследования ее изменения по окончании проекта. |