Title: | Философский аспект в лингвокоммуникативном пространстве |
Other Titles: | The aspect of philosophy in linguistic communication |
Authors: | Riabkova, A. V. Рябкова, А. В. |
Keywords: | text-discourse concept system philosophical aspect language-and-communication process текст-дискурс representation worldview intentionality концептуальная система интерпретация философский аспект репрезентация картина мира интенциональность лингвокоммуникативный процесс |
Issue Date: | 2014 |
Publisher: | Издательство Тюменского государственного университета |
Citation: | Рябкова, А. В. Философский аспект в лингвокоммуникативном пространстве / А. В. Рябкова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Философия / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – № 10. – С. 76-83. |
Abstract: | The article considers the issue of language-and-communication process through viewing and understanding both linguistics and philosophy. Implementing the above mentioned descriptive and comparative methods as well as the methods of text interpretation and worldview conceptualization, allowed us to get to the concept-and-situation approach in linguistic and philosophical rendering of context. The research work demonstrated expedience of the cognitive aspect in understanding of communication acts and the texts (discourse) as interpretation on the basic level of the conceptual system, when a text is simply apprehended by an interpreter even on the level of concepts comprising the opinion system being a part of the concept system, and on the level of concepts that form the subjective knowledge system as a part of the opinion system. Hence, to understand means to render, but not necessarily to consider as truthful and to know. To know means to consider as truthful. Thus, the understanding and knowledge degree of a person could be defined via the specific conceptual system and components of the cognitive basic systems of knowledge and opinion. Intentionality as reference of intentional states to the definite concept system is a natural, universal and essential feature of any communication act. The research results could be applied in cognitive linguistics, translation theory and translation practice. В статье рассматривается проблема лингвокоммуникативного процесса с позиций видения и понимания как лингвистики, так и философии. Применение в исследовании указанной проблемы описательного, сравнительно-сопоставительного методов, а также методов интерпретации текста и концептуализации картины мира позволили выйти к концептуально-ситуативному подходу в лингвофилософском осмысливании контекста. Исследование продемонстрировало целесообразность когнитивного подхода к пониманию коммуникативных актов и текста (дискурса) как интерпретации на общем уровне концептуальной системы, когда текст просто осмысливается интерпретатором, далее – на уровне концептов, составляющих систему мнений, как часть концептуальной системы и на уровне концептов, образующих субъективную систему знания – как часть системы мнения. По мнению автора, понимать – значит интерпретировать, но не обязательно считать истинным и знать, но знать – значит считать истинным. Поэтому степень понимания и знания индивида можно определить лишь при учете определенной концептуальной системы и того, что конституируют в ней когнитивно-базисные системы мнения и знания. Интенциональность как отнесенность интенциональных состояний к определенной концептуальной системе является естественной, универсальной и существенными чертами любого коммуникативного акта. Результаты исследования могут быть практически применены в теоретических курсах по когнитивной лингвистике, по переводоведению, а также практическому переводу. |
URI: | https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14236 |
ISSN: | 1562-2983 1994-8484 |
Source: | Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Философия. – 2014. – № 10 |
Appears in Collections: | Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates
|
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.