Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15011
Title: Проблемы миссионерства на Северном Кавказе в контексте просветительской политики России (XIX век)
Other Titles: The Problems of Missionary Work in the North Caucasus in the Context of Educational Policy of Russia (XIX Century)
Authors: Блейх, Надежда Оскаровна
Nadezhda, O. Bleikh
Keywords: горские народы;school policy;the North Caucasus;enlightenment;formation;culture;highlanders;школьная политика;Северный Кавказ;просветительство;образование;культура
Issue Date: 2016
Citation: Блейх, Н. О. Проблемы миссионерства на Северном Кавказе в контексте просветительской политики России (XIX век) / Н. О. Блейх // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2, № 3. - С. 129-136.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Том 2 №3
Abstract: В статье на основе архивных и документальных материалов рассматриваются проблемы миссионерства на Северном Кавказе в сфере просветительской политики России XIX века. В работе задействовались историко-сравнительный, структурный и абстрактно-логический методы исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала. Доказывается, что просветительская политика была направлена на вовлечение горских народов в капиталистические отношения и их приобщение к русской культуре посредством миссионерских организаций, таких как «Общество восстановления христианства на Кавказе», и отдельных деятелей из среды самих горцев (Гайоз Бараташвили, Даниил Чокадзе и др.). Проповедники не только просвещали горцев словом Божьем, но и вносили посильный вклад в дело образования нерусских народов, что являлось важным фактором в их культурном развитии. Параллельно они содействовали разработке письменности для горских этносов и учреждению для них школ, пусть и церковно-приходского порядка. Результатами исследования стало осмысление того факта, что школьная политика Российской империи на ее окраинах была противоречивой, проводившейся без учета особенностей народного менталитета, игнорировавшей в обучении роли материнских языков, обычаев и традиций горцев. Но, несмотря на это, произошел прогресс в образовании горских народов. Они встали на путь своего духовного возрождения, а проповеднические организации сыграли большую роль в деле укрепления российско-кавказских связей и содействовали укреплению мировоззренческих позиций империи в борьбе с магометанством посредством просвещения. В заключение автором делаются выводы о том, что миссионерские организации не возымели особого значения для иноверцев в плане христианизации, но объективно создали ситуацию возникновения учебных заведений светского характера, пусть и в соответствии с установлениями общероссийских требований к школьным программам и законотворческих кодексов о школе, которые в конечном итоге привели к появлению на Северном Кавказе образованных . The article deals with the problems of missionary work in the North Caucasus in the sphere of educational policy of Russia in the XIX century on the basis of archival and documentary materials. The current work involves historical-comparative, structural, and abstract-logical methods of research. Each of them obtains its own scope and has played an important role in the processing, systematization, and generalization of the research material. The author proves that the educational policy was focused on the involvement of highlanders in the capitalist relations and bringing them to the Russian culture through missionary organizations, such as “The Society for the Recovery of Christianity in the Caucasus” and individual leaders from the highlanders themselves (Gios Baratashvili, Daniel Chokadze, and others). The preachers did not only preach the word of God to the highlanders, but also made a contribution to the education of the non-Russian peoples, which was an important factor in their cultural development. In the meantime, they contributed to the development of writing for the highlanders ethnic groups and provided them with schools, even with the ones of the parochial order. The result of the study is the understanding of the fact that the school policy of the Russian Empire on its borderlands was controversial; it was carried out without the consideration for the peculiarities of the national mentality; it ignored the role of the parent languages, customs, and the traditions of the highlanders in the learning process. However, despite all this, there has been progress in the formation of the highlanders. They stood in the way of his spiritual revival, and Evangelical organizations have played a major role in consolidating the Russian-Caucasian relations and strengthened the worldview of the Empire in the struggle with Islam through education. The article concludes that the missionary organizations had not had the special significance for the people of other faiths in terms of Christianization; however, they had objectively created the situation of secular educational institutions occurrence in accordance with the regulations of the Russian requirements and legislative codes of the school, which eventually led to the emergence of educated highlanders in the North Caucasus.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15011
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
129_136.pdf302,81 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.