Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15024
Title: Колорема «золотой» в контексте русской символистской поэзии
Other Titles: The Coloreme of «Golden» in the Russian Symbolism Poetry
Authors: Bagirova, E. P.
Gavrickova, E.O.
Багирова, Е. П.
Гаврикова, Э. О.
Keywords: color semantics
chromaticism
meaning of a color
word denoting color
Russian poetry
imagery
color picture
color symbolics
coloreme
symbol
symbolism
цветовое слово
художественный образ
символ
символизм
русская поэзия
символика цвета
семантика цвета
хроматизм
цветовое значение
цветовой образ
колорема
Issue Date: 2016
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Багирова, Е. П. Колорема "золотой" в контексте русской символистской поэзии / Е. П. Багирова, Э. О. Гаврикова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2016. – Т. 2, № 4. – С. 55-66.
Abstract: The article presents the comparative analysis of the Russian symbolism poetry in the field of the coloreme «golden» perception. The linguistic approaches, styles and tendencies of color perception of this lexeme among the works of D. Merezhkovsky, V. Bryusov, Z. Gippius, M. Lokhvitskaya, P. Solovyova, V. Ivanov, K. Balmont, F. Sologub, A. Bely, A. Blok, etc. are taken into consideration. The topicality of the conducted research is stipulated by the frequency of chromaticisms in the Silver Age of Russian Poetry. The comparative analysis of the usage of the coloreme «golden» allows to comprehend the way the Symbolists created their works: to describe the peculiarities of sensorial perception of light, to convey the variety of the lexemes of color, to characterize their generalized symbolic meaning, to estimate the role of color nomination in the dialogue between the poet and the reader, in creation of the individual style. The cases of the semantic expansion of color terms and its figurative and symbolic usage are observed, to be more precise – when an adjective denoting color becomes polysemantic and multifaceted.
В статье представлен сравнительный анализ поэтических произведений русских символистов в аспекте восприятия колоремы «золотой»: рассматриваются языковые способы, стили и тенденции цветового восприятия лексемы Д. Мережковским, В. Брюсовым, З. Гиппиус, М. Лохвицкой, П. Соловьевой, В. Ивановым, К. Бальмонтом, Ф. Сологубом, А. Белым, А. Блоком и др. Высокая частотность хроматизмов в поэтических текстах Серебряного века обусловила актуальность исследования. Сопоставительный анализ употребления колоремы «золотой» позволил «заглянуть» в мастерскую поэтов-символистов: описать особенности чувственного восприятия и ощущения цвета, передать многообразие презентации цветовых лексем, охарактеризовать их обобщенное символическое значение, определить роль цветономинаций в организации диалога художника слова с читателем, в создании авторского идиостиля. Выявлены случаи расширения семантики цветообозначения, его переносно-образного употребления, когда цветовое прилагательное становится многоплановым и многозначным.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15024
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15024
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2016. – Т. 2, № 4
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
055_066.pdf811.87 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.