Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15121
Title: Численное исследование теплообмена в системах импактных струй при установке интенсификаторов различной формы
Other Titles: Computational Analysis of Impingement Cooling with Enhancement Features
Authors: Седлов, Андрей Анатольевич
Vadim, L. Ivanov
Иванов, Вадим Леонидович
Байбузенко, Игорь Николаевич
Igor, N. Baibuzenko
Andrey, A. Sedlov
Keywords: струйное натекание;conjugate analysis;turbulence model;heat transfer enhancement;gas dynamics;computational modelling;CFD;impingement cooling;сопряженный теплогидравлический расчет;модели турбулетности;интенсификация теплообмена;газодинамика;численное моделирование;импактные струи
Issue Date: 2016
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика. 2016. Том 2 №4
Abstract: Проведено численное исследование характеристик теплообмена и потерь давления для различного рода интенсификаторов: цилиндрических, призматических (в сечении ромб, капля) штырьков в широком диапазоне геометрических параметров и числах Рейнольдса от 104 до 3·104. В отличие от типовых экспериментальных условий, в данной работе исследование было проведено для характерных условий газотурбинного двигателя в сопряженной постановке (воздух-интенсификаторы), что позволило учесть эффект развития теплообменной поверхности и обобщить полученные данные. Численное моделирование было проведено при использовании коммерческого программного комплекса ANSYS Fluent 14.0, основанного на конечно-объемном методе решения уравнений гидрогазодинамики и теплообмена. Система уравнений, включающая уравнения Навье–Стокса, энергии и неразрывности, осредненных по Рейнольдсу, решалась в стационарной постановке с учетом сжимаемости и неизотермичности течения. На основании проведенной валидации согласно критериальным зависимостям для замыкания основной системы уравнений была выбрана модель турбулентности realizable k-ε, сопряженная с моделью Вольфштейна в пристеночной области. Проведенный анализ показал возможность интенсификации теплообмена на 100-150% в среднем по ряду отверстий при общем уровне интенсификации для 10 рассмотренных рядов в 50% при приведении к гладкой поверхности натекания. Установка крупных интенсификаторов с D/d > 1,0 позволяет полностью защитить натекающую струю от негативного воздействия сносящего потока и одновременно значительно развить поверхность теплообмена, увеличивая эффективный теплосъем с поверхности охлаждения. Установка крупных интенсификаторов приводит также к значительному перераспределению интенсивности теплообмена вдоль поверхности натекания, приводя к уменьшению до 30% интенсивности теплообмена в начальных рядах, что может привести к локальному перегреву охлаждаемой детали и должно четко учитываться при проектировании высоконагруженных охлаждаемых элементов . CFD analysis for heat transfer and pressure losses was performed for various impingement enchantment features: cylindrical, prismatic (diamond and drop section) pins in the wide range of geometric parameters and Reynolds numbers from 104 up to 3·104. Unlike typical ambient experimental conditions, the current study performs the analysis for the conditions applicable for gas turbine engine in the coupled setting (air-intensifiers). This allowed considering the effect of increased heat transfer surface and summarizing the obtained results. CFD modelling was performed using commercial code ANSYS Fluent 14.0, based on finite volume approach for solving the gas dynamic and heat transfer equations. The system of equations including Navier–Stokes equation, energy and continuity equations and Reynolds averaged was calculated for steady state conditions accounting for compressibility and non-isothermality of the flow. Realizable k-ε turbulence model combined with Wolfstein model for the near wall layer was chosen for the calculations based on conducted validation according to criterial correlations for the main equation system locking. The conducted analysis showed the possibility for heat transfer enhancement by 100-150% for mid row holes, while the general intensification level for the 10 studied rows consisted by 50%, if normalized by flat impingent surface. The installation of high blockage features with D/d > 1.0 allows to prevent the running flow from the negative impact of the cross flow and at the same time to increase the heat transfer area, what leads to the increase of cooling efficiency. The installation of high blockage features causes also significant redistributions of the heat transfer intensity along the impingement surface, leading to the first rows intensity being decreased by up to 30%. It may lead to the local overheating, so it should be considered in the projection of highly loaded cooled turbine parts.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15121
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика

Files in This Item:
File SizeFormat 
025_040.pdf784,72 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.