Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15200
Title: Духовное сиротство как миромоделирующий фактор в отечественной литературе 20-30-х гг. XX в.: самоидентификация «бывших»
Other Titles: Spiritual Orphanhood as a Factor in the Simulation of the Art World in the Russian Literature of 20-30s of the 20th Century: Self-Identification of the «Former» People
Authors: Burova, S. N.
Бурова, С. Н.
Keywords: myth
analogues field
motive
narrative
литературный андеграунд
Soviet mainstream
paratextual system
author’s alter ego
literary underground
советский мейнстрим
паратекстуальная система
альтер-эго автора
нарратив
миф
поле аналогов
мотив
Issue Date: 2017
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Бурова, С. Н. Духовное сиротство как миромоделирующий фактор в отечественной литературе 20-30-х гг. XX в.: самоидентификация "бывших" / С. Н. Бурова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2017. – Т. 3, № 2. – С. 82-100.
Abstract: Post-revolutionary experiments in the socio-ideological sphere were reflected in the Soviet mainstream and underground literature in the 20-30s in the system of motives, which evidenced the attempts of the contemporaries to relate the events with the same shocks depicted in the mythological consciousness of generation. The objective of such modeling was to find spiritual support in the past, helping to accept the fact of spiritual abandonment as inevitable, and to comprehend that it is not impossible to change or hope for the possibility of spiritual opposition to the processes of individual’s devaluation. In A. Tolstoy’s «Aelita», E. Zamyatin’s «We», Yuri Tynianov’s «Death of Wazir-Mukhtar», Ya. Golosovker’s «Burnt Novel», S. Krzhizhanovsky’s «The Return of Baron Munchausen», K. Vaginov’s «Goat Song», G. Chulkov’s «Pest» and other works, reminiscence-psychological, historical and religious, historical and philosophical analogies prompted the solution to the problem of spiritual self-preservation.
Послереволюционные эксперименты в социально-идеологической сфере отразились и советском мейнстриме, и в андеграунде 20-30-х гг. в системе мотивов, свидетельствующих о попытках современников Октября соотнести происходящее с аналогичными потрясениями, запечатленными в мифологическом сознании поколения. Целью подобного моделирования является поиск духовной опоры в прошлом, помогающей принять факт духовного сиротства как неизбежность, примириться с тем, что не представляется невозможным изменить или обрести надежду на духовное противостояние процессам обесценивания личности. В произведениях А. Толстого «Аэлита», Е. Замятина «Мы», Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», Я. Голосовкера «Сожженный роман», С. Кржижановского «Возвращение Мюнхгаузена», К. Вагинова «Козлиная песнь», Г. Чулкова «Вредитель» и др. реминисцентно-психологические, историко-религиозные, историко-философские аналогии подсказывали современникам решение проблемы духовного самосохранения. Поднявшись над утопической идеей спасения человечества, отечественная литература, воспитанная в атеистической традиции, вернется к идее спасения человеческого в человеке.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15200
ISSN: 2500-0896
2411-197Х
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2017. – Т. 3, № 2
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
082_100.pdf410.75 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.