Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15209
Title: Структурно-содержательная модель конкурентоспособности как качества личности
Other Titles: Structure and Content Based Model of Competitiveness as a Personal Trait
Authors: Белякова, Евгения Гелиевна
Eugenia, G. Belyakova
Keywords: model of individual’s competitiveness;types of competitive behavior;competitiveness of individual;value-meaning basis for competitiveness;модель конкурентоспособности личности;типы конкурентного поведения;конкурентоспособность личности;ценностно-смысловые основания конкурентоспособности
Issue Date: 2017
Citation: Белякова, Е. Г. Структурно-содержательная модель конкурентоспособности как качества личности / Е. Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3, № 2. - С. 189-198.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3 №2
Abstract: Цель исследования состоит в структурно-содержательном анализе конкурентоспособности личности как интегрального качества и выявлении его компонентов. Исследование включает обоснование значимости данного качества в условиях современного социума, актуальность его формирования у обучающихся в условиях образовательного процесса школы и вуза. Тем не менее, несмотря на многочисленные психолого-педагогические исследования данной проблемы, определение сущности конкурентоспособности требует уточнения. Описываются две полярные трактовки конкуренции — «позитивная» и «негативная», в контексте которых конкурентоспособность личности может проявлять себя в разных формах конкурентного поведения. Здоровая конкуренция способствует повышению компетенций, стимулирует человека к саморазвитию, поскольку ситуация воспринимается как соревновательное взаимодействие. Для конкуренции по типу «игра без правил» характерны черты деструктивности (конфликты, вражда, манипуляции, направленные против конкурента). Результаты исследования состоят в авторской трактовке конкурентоспособности личности, акцентирующей развивающий потенциал ситуации конкуренции. Представлена структурная модель конкурентоспособности как интегрального качества личности. Стержневую роль выполняет ценностно-смысловой компонент, отражающий смысл ситуации конкуренции как возможности для личностного роста. В структуре конкурентоспособности как интегрального качества личности подчеркивается важность осмысленной направленности личности на повышение собственной компетентности, необходимость адекватного представления о социокультурной ситуации и ее требованиях, опыт практического участия в конкурентных взаимодействиях. Описывается уровневая модель факторов, влияющих на формирование конкурентоспособности личности обучающихся, которая включает внутриличностные факторы и факторы среды, из которых существенную роль оказывают группы первичной социализации и ближайшего окружения, образовательная и профессионально-ориентированная среда, процессы на рынке труда, социально-экономические отношения в обществе, средства массовой информации. Делается вывод о том, что структурно-содержательная модель конкурентоспособности позволяет наметить ориентиры ее формирования, определить основные каналы влияния на данный процесс, разработать специальный диагностический . This study aims at the structure-content based analysis of individual’s competitiveness as an integral component. This article explains the significance of this quality in nowadays’ society, the importance of its development in educational establishments. Despite a significant amount of psychological and pedagogical studies of this phenomenon, it is necessary to give a more detailed description of “competitiveness”. The author suggests two opposing definitions of “competitiveness”: a “positive” and a “negative” one; in this light, individual’s competitiveness can be revealed in different forms of competitive behavior. Adequate competitiveness has a positive impact on one’s skills and motivates self-development when the situation is perceived as competitive. A type of competition, called “game without rules”, may have destructive effects such as conflict situations, hostility, manipulation, etc., aimed at the competitor. The results of the study lie in the author’s interpretation of individual’s “competitiveness” suggesting that it stimulates students’ potential in the situation of competition. The structure based model of “competitiveness”, being an integral personal trait, has been presented. The main role has been given to the value-meaning based component which implies an opportunity for personal growth under the circumstances of competition. In the structure of “competitiveness” the author points out the significance of self-motivation, importance of adequate presentation of socio-cultural situation and its requirements, participation in the competitive interaction. The author has described the multilevel model of factors affecting the development of students’ competitiveness. The model is comprised of internal and external factors; the most important factors involve socialization, educational and professional environment, processes in the labor market, socio-economic relations in a society, and mass media. In the conclusion the author states that the structure-content based model of competitiveness allows setting guiding lines for its development, determining basic channels of influence on this process, working out diagnostic tools, etc.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15209
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
189_198.pdf322,57 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.