Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15290
Title: Язык запаха в повести И. С. Тургенева «Вешние воды»
Other Titles: Olfactory Language in Ivan Turgenev’s Novel “The Torrents of Spring”
Authors: Рогачева, Наталья Александровна
Huixin, Ji
Natalia, A. Rogachova
Цзи, Хуэйсинь
Keywords: Тургенев;narrative;art optics;combination of discourses;olfactory motives;olfactory language;“Torrents of Spring”;Turgenev;нарратив;художественная оптика;скрещивание дискурсов;ольфакторные мотивы;язык запаха;«Вешние воды»
Issue Date: 2017
Citation: Рогачева, Н. А. Язык запаха в повести И. С. Тургенева "Вешние воды" / Н. А. Рогачева, Х. Цзи // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3, № 3. - С. 80-93.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3 №3
Abstract: В статье рассматривается ольфакторное пространство повести И. С. Тургенева «Вешние воды», структура, функции, символический и психофизиологический смысл обонятельной образности. В ряду исследований, посвященных данному вопросу, не выявлен конфликтный характер языка запаха в прозе Тургенева как результат совмещения в одном образе точек зрения повествователя и персонажа, множественных отсылок к художественным и научным текстам. Основное внимание уделено субъектной организации ситуаций обонятельного восприятия, роли языка запаха в нарративной структуре повести. Одорическая образность «Вешних вод» выполняет сюжетообразующую функцию, служит для выражения социального, психологического, философского конфликта. В языке запаха отражены перипетии любовного сюжета, через ольфакторные признаки выявлена антитеза главных женских персонажей. Ольфакторные мотивы соотнесены с художественной оптикой повести, в первую очередь с визуальной образностью. Предметом художественного осмысления Тургенева является сама способность восприятия, где обоняние служит мотивировкой поступков, не контролируемых персонажем, одновременно относится к области реального и мистического. Вопрос о психофизиологических мотивировках поведения человека и о внешних механизмах, управляющих психической деятельностью, широко обсуждался в середине XIX в. и нашел отражение в письмах Тургенева. Ольфакторная поэтика «Вешних вод» формируется на контрастном совмещении разных дискурсов — медицинского, литературно-художественного, мифологического и исторического, связанного с повседневным миром середины XIX в., что позволяет рассматривать тургеневскую прозу семидесятых годов как переходную форму от реализма к . This article observes the olfactory language in Ivan Turgenev’s novel “The Torrents of Spring”. It focuses on the structure, functions, symbolic and psychophysical sense of olfactory imagery. Earlier research dealing with this language has not highlighted a conflictogenic character of the language of smells in Turgenev’s prose. However, this language is the result of combining the narrator’s and main character’s points of view, adjusting multiple references to literary and scientific texts. We place the main focus on organization of the subject in situations of olfactory perception and the role of smell in the narrative structure of the novel. The olfactory imagery in “The Torrents of Spring” has a plot-structuring function; it serves to express a social, psychological, and philosophical conflict. The odor reflects romantic entanglements, and the antithesis of the main female characters shows in olfactory remarks. Olfactory motives correlate with optical and acoustic imagery. The object of Turgenev’s literary interpretation is the very ability to perceive while olfaction motivates characters to commit uncontrolled actions. The olfaction is real and mystical at the same time. In the middle of the 19th century, the issue of psychophysiological motivation and outer mechanisms influencing psychic activity got a broad discussion and was reflected in Turgenev’s letters. The olfactory imagery of “The Torrents of Spring” forms on the grounds of contrastive adjustment of different discourses: medical, literary, mythological, and historical, in connection with the daily routine of that age. Thus, it can be argued that Turgenev’s prose of the 1970s is a transitional form of writing between Realism and Modernism.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15290
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
080_093.pdf883,03 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.