Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15296
Title: Модель традиционного исламского образования народов Северного Кавказа (X-XVIII вв.)
Other Titles: The Model of Traditional Islamic Education of the Peoples of the North Caucasus (10th-18th Centuries)
Authors: Nadezhda, O. Bleikh
Блейх, Надежда Оскаровна
Keywords: Северный Кавказ;medrese;mekteb;Koranic school;religious Renaissance;Muslim Nations;traditional system of education;North Caucasus;медресе;мектебе;кораническая школа;религиозный ренессанс;мусульманские народы;традиционная система образования
Issue Date: 2017
Citation: Блейх, Н. О. Модель традиционного исламского образования народов Северного Кавказа (X - XVIII вв.) / Н. О. Блейх // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3, № 3. - С. 170-182.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3 №3
Abstract: Конструкция образования X-XVIII вв. у народов Северного Кавказа, исповедующих мусульманство, имеет древнюю традицию, уходящую своими корнями еще во времена принятия ими ислама. В данной работе рассматривается модель традиционного исламского образования, анализируются ее положительные и негативные стороны. Поскольку среди современных исследователей до сих пор присутствует негативное суждение по поводу постановки обучения, имеющей место в традиционной системе образования мусульманских народов Северного Кавказа, автор представляет свое видение ситуации, основанное на архивных, документальных и исследовательских материалах, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Методологической базой работы послужил цивилизационный подход, подразумевающий широкое использование компаративистского метода. При рассмотрении специфики развития традиционной системы образования у мусульман Северокавказского региона применялись сравнительный анализ и контент-анализ текстов. Это предполагало прежде всего комплексность в изучении избранной темы, рассмотрение ее отдельных компонентов в едином методологическом ключе и в конкретно-исторических обстоятельствах, определяющих динамику и тенденции дальнейшего развития. Хронологические рамки исследования охватывают период с Х в. (начала появления мусульманских школ) и до рубежа XIX в. (инкорпорации региона в правовое поле Российской империи). Выявив положительные и негативные стороны конфессиональной мусульманской образовательной системы, состоящей из трех звеньев — коранической школы, мектебе и медресе, — автор приходит к выводам, что, несмотря на свою элементарность, религиозность, сословность, методы обучения в данный период были эффективны и давали хорошие результаты. Документально установлено, что подобное обучение позитивно влияло на формирование общеобразовательного уровня населения мусульманских областей в исследуемый период. К тому же духовная школа была для многих людей единственным источником получения знаний и потому играла значительную роль в цивилизованном развитии горских . In 10th-18th centuries the educational structure among the muslim peoples of the North Caucasus had an ancient tradition dating back to the time when they accepted Islam. This paper considers the model of traditional Islamic education and analyzes its positive and negative aspects. Since contemporary researchers still have a negative opinion about the teaching process that takes place in the traditional education system of the Muslim peoples of the North Caucasus, the author presents her vision of the situation, based on archival, documentary and research materials, many of which are introduced into academic circulation for the first time. The methodological basis of the work was the civilizational approach, which implied a wide use of the comparative method. When considering the specifics of developing the traditional education system, the Muslims of the North Caucasus region used comparative analysis and content analysis of texts. This presupposed, first of all, the complexity in studying the selected topic, the consideration of its individual components in a single methodological key and in concrete historical circumstances that determine the dynamics and tendencies of the further development. The chronological framework of the study covers the period from the 10th century (the beginning of the appearance of Muslim schools) and to the turn of the 19th century (the incorporation of the region into the legal field of the Russian Empire). Having identified the positive and negative aspects of the confessional Muslim educational system, which consists of three links — the Koranic school, mektebe and madrasah, the author comes to the conclusion that, despite its elementality, religiosity, and class system, the teaching methods in this period were effective and produced good results. It is documented that such training influenced positively the formation of the general educational level of the population of Muslim regions in the period under study. In addition, the spiritual school was the only resource for obtaining knowledge for many people and, therefore, played a significant role in the civilized development of the mountain ethnoses.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15296
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
170_182.pdf830,61 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.