Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15300
Title: Концептуальные подходы к моделированию содержания естественнонаучного образования студентов социально-гуманитарных направлений подготовки в вузе
Other Titles: Conceptual Approaches to Modeling the Content of Natural Science Education for University Students of Social and Humanitarian Disciplines
Authors: Игнатов, Сергей Борисович
Sergey, B. Ignatov
Valentina, A. Ignatova
Игнатова, Валентина Александровна
Keywords: modeling;комплекс методических средств;моделирование;естественнонаучное образование;vocational training;post-non-classical science;set of methodical tools;natural science education;профессиональная подготовка;постнеклассическая наука
Issue Date: 2017
Citation: Игнатова, В. А. Концептуальные подходы к моделированию содержания естественнонаучного образования студентов социально-гуманитарных направлений подготовки в вузе / В. А. Игнатова, С. Б. Игнатов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3, № 3. - С. 222-232.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3 №3
Abstract: В статье рассматриваются возможности и средства повышения уровня естественнонаучной подготовки студентов социально-гуманитарных подразделений вузов. На основе анализа концептуальных подходов ряда исследователей к решению проблемы и собственного педагогического опыта авторы разработали комплекс методических средств, включающий основной курс «Современная научная картина мира», систему элективных интегрированных курсов, более глубоко раскрывающих отдельные разделы основного курса, и набор междисциплинарных мобильных модулей. В качестве содержательного ядра комплекса авторы предлагают использовать познавательные модели постнеклассической науки. В работе описаны структура и содержание комплекса, представлены дидактические основания его моделирования. В рамках пилотного проекта комплекс прошел опробование в 2011-2015 гг. в группах студентов первого курса социально-гуманитарных подразделений вузов Тюменской области. Для оценки учебных достижений студентов был разработан диагностический инструментарий. Диагностировались: динамика естественнонаучных знаний, навыки их переноса в другие предметные области, владение понятийно-категориальным аппаратом постнеклассической науки, умение оперировать им и использовать его для описания поведения социально-гуманитарных систем. Наряду с этим фиксировались изменения показателей, характеризующих социально-личностные качества обучающихся. Количественная оценка влияния вводимых новаций на учебные достижения студентов осуществлялась с использованием методик, принятых в психолого-педагогических исследованиях. Результаты проведенных авторами диагностических исследований позволяют утверждать, что предложенный ими комплекс методических средств оказывает существенное влияние на позитивную динамику выделенных показателей, способствует пониманию значимости естественных наук для профессиональной деятельности и развитию интереса к их . This article examines the possibilities and means for increasing the level of natural science education for students of social and humanitarian departments of universities. Based on the analysis of the conceptual approaches of a number of researchers to the solution of the problem and their own pedagogical experience, the authors developed a set of methodical tools, including the course “Modern Scientific World View”, a system of elective integrated courses that reveal more deeply individual sections of the main course and a set of interdisciplinary mobile modules. As the content core of the complex, the authors propose using cognitive models of post-non-classical science. The structure and content of the complex are described, and the didactic bases of its modeling are presented. Within the framework of the pilot project, the complex was tested in 2011-2015 in groups of first-year students of social and humanitarian divisions of universities in the Tyumen Region. To assess the academic achievements of students, a diagnostic tool was developed. Diagnosed: the dynamics of natural science knowledge, the skills of their transfer to other subject areas, knowledge of the conceptual-categorical apparatus of post-non-classical science, the ability to operate on it and use it to describe the behavior of social and humanitarian systems. Along with this, changes in indicators characterizing the social and personal qualities of students were recorded. Quantitative assessment of the impact of innovations on the students’ academic achievements was carried out using the methods adopted in psychological and pedagogical studies. The results of the diagnostic studies carried out by the authors make it possible to assert that the set of methodical tools proposed by them has a significant effect on the positive dynamics of the indices, promotes an understanding of the importance of natural sciences for professional activity and the development of interest in their studies.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15300
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
222_232.pdf823,53 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.