Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15456
Title: Обучение иноязычному синтаксису: функционально-когнитивный подход (на материале английского языка)
Other Titles: Teaching Foreign Syntax: A Functional and Cognitive Approach (With Examples of the English Language)
Authors: Natalia, E. Eibo
Lidia, I. Tsvetkova
Рахманкулова, Светлана Евгеньевна
Ибо, Наталья Евгеньевна
Цветкова, Лидия Ивановна
Svetlana, E. Rakhmankulova
Keywords: conceptual metaphor;propositional model;sentence pattern;grammatical competence;functional-cognitive approach;пропозициональная модель;синтаксическая модель предложения;грамматическая компетенция;функционально-когнитивный подход;когнитивная метафора
Issue Date: 2018
Citation: Рахманкулова, С. Е. Обучение иноязычному синтаксису: функционально-когнитивный подход (на материале английского языка) / С. Е. Рахманкулова, Н. Е. Ибо // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2018. - Т. 4, № 2. - С. 71-83.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4 №2
Abstract: В статье излагается специфика функционально-когнитивного подхода к обучению иноязычному синтаксису. Цель работы — предложить функционально-когнитивный подход к обучению синтаксису иностранного языка, в частности к формированию навыков и умений построения синтаксически простого высказывания у изучающих английский язык. Задачи исследования заключаются в определении основной единицы обучения синтаксису — синтаксической модели предложения, установлении общих принципов и конкретных способов формирования навыка использования в речи моделей иноязычного предложения с позиций функционально-когнитивного подхода. Исследование основывается на ряде эмпирических методов, применяемых в практике преподавания иностранного языка, анализе опыта преподавания и лингвистических методах функционального анализа, когнитивного моделирования, сопоставительно-контрастивного анализа языкового и речевого материала. В исследовании показывается, что, в отличие от традиционных методик обучения грамматике, цель обучения иноязычному синтаксису в рамках функционально-когнитивного подхода состоит в усвоении учащимися когнитивных пропозициональных моделей структурирования фрагментов действительности, в том числе метафорических, которые свойственны носителю изучаемого языка и фиксируются синтаксическими моделями простого предложения данного языка. Основные сложности в обучении синтаксису связаны с различиями в использовании синтаксических моделей в речи на родном и иностранном языках для отражения одного фрагмента действительности. В работе обосновывается необходимость использовать при обучении синтаксису иноязычного высказывания принципов опоры на прототип, опоры на метаязык, использующий слова родного языка, учета типологических различий языков и предотвращения межъязыковой интерференции при выборе синтаксической модели для высказывания об определенном типе ситуации действительности. В итоге в рамках предлагаемого подхода обосновывается модель обучения синтаксису, ориентированная на моделирование процесса концептуализации мира носителем иностранного языка и нацеленная на формирование в сознании обучаемых соответствующих синтаксических . This article proposes a functional and cognitive approach to teaching foreign language syntax. The purpose of the study is to offer a functional-cognitive approach to learning the syntax of a foreign language, in particular to developing English learners’ skills of making a syntactically simple utterance. The objectives of the study are to determine the basic unit of teaching syntax – syntactic model of the sentence, to establish general principles and specific ways of shaping the skill of using models of foreign language sentences in speech from the standpoint of functional-cognitive approach. The study is based on a number of empirical methods used in the practice of teaching a foreign language, on the analysis of teaching experience and on linguistic methods of functional analysis, cognitive modeling, comparative and contrastive analysis of language and speech material. The study shows that in contrast to the traditional methods of teaching grammar, the purpose of teaching foreign language syntax within the functional-cognitive approach is to help students assimilate the cognitive propositional models of structuring fragments of reality which are peculiar to the language speakers and are fixed by simple sentence patterns of this language. The main difficulties in teaching foreign syntax are caused by the differences in the use of these models in speech in native and foreign languages for reflecting the same fragment of reality. When teaching the syntax of a foreign language, it is proposed to use the principles of referring to the prototype, applying the meta-language consisting of the words of the learner’s native language, taking into account the typological differences of languages when choosing a syntactic model for expressing a certain type of situation. As a result, within the framework of the proposed approach, the author substantiates a model of syntax teaching, focused on modeling the process of conceptualization of the world by a native speaker of a foreign language and aimed at the formation of appropriate syntactic concepts in the minds of students.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15456
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
071_083.pdf440,58 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.