Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15495
Title: Вербализация аксиологического компонента образа учителя в дидактических текстах конца XIX – начала XX в.
Other Titles: The Verbalization of the Axiological Features of the Teacher’s Image in Didactic Texts of the End of the 19th and Early 20th Century
Authors: Smyslova, S. L.
Смыслова, С. Л.
Keywords: image
standard characteristics
value-based component
metaphor
comparison
circumlocution
lexical means
verbalization
social status
социальный статус
эталонные признаки
ценностный компонент
метафора
сравнение
перифраз
лексические средства
вербализация
образ
Issue Date: 2018
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Смыслова, С. Л. Вербализация аксиологического компонента образа учителя в дидактических текстах конца XIX – начала XX в. / С. Л. Смыслова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – Т. 4, № 3. – С. 88-102.
Abstract: The axiological features of the teacher’s image are determined by the fact that a teacher is traditionally considered a dominant value element in the education system. The study of the verbalization of the teacher image in journalistic and popular scientific texts in the late 19th – early 20th century promotes better understanding of the role and place of a teacher, the attitude of others to a teacher, and the axiological features of the teachers who played a role in the enlightenment of Russia. In addition, it is of interest to see the evolution of the standard ideas about teachers and the value-based attitude to a teacher during different historical periods. This research paper aims at finding characteristic lexemes of the axiological aspect of the teacher image and determining the semantic features of the axiological aspect of the teacher image. In order to distinguish the axiological features of the predicative and attributive characteristics of the subject, lexical means of characterization, including metaphorical means have to be found first. The next stage is to find the standard characteristics based on the evaluative and metaphorical characteristics verbalized by different means. The standard characteristics and the phrases with clear evaluative meaning together form the value-based attitude to the teacher in the didactic texts of the end of the 19th and the beginning of the 20th century. From the point of view of the authors of the popular scientific and journalistic texts about the state of affairs in education, a teacher plays an important social role and, as a result, has a higher status. The most important teacher merits associated with the traditional values include competence in the broad sense of the word, wisdom, conscientiousness, friendliness, love for children, and the knowledge of their psychology, patience paired with strictness, true grit, determination, and fairness. The axiological features of standard characteristics consist in the ability to create a model or a reference point for organizing pedagogical activity in accordance with the societal expectations.
Аксиологическая составляющая образа учителя определяется тем, что учитель традиционно является ценностной доминантой в системе образования. Изучение вербализации образа учителя в публицистических и научно-популярных текстах конца XIX – начала XX в. помогает составить наиболее полное представление о его роли и месте, об отношении к нему окружающих, о ценностных характеристиках педагогов, оставивших свой след в просвещении России. Кроме того, интересно проследить эволюцию эталонных представлений об учителе, ценностное отношение к нему на разных исторических этапах. Цель работы состоит: а) в обнаружении характеризующих лексем; б) в определении семантических признаков, формирующих аксиологическую составляющую образа учителя. Обнаружение ценностного компонента начинается с выявления предикативных и атрибутивных характеристик предмета речи, собственно лексических средств характеризации, в том числе метафорических. Затем из оценочных и образных характеристик, вербализованных разными способами, выделяются эталонные признаки. На основе эталонных признаков и высказываний с открытым оценочным смыслом формулируется ценностное отношение к учителю в дидактических текстах рубежа XIX-XX вв. С точки зрения авторов научно-популярных и публицистических текстов, посвященных положению дел в образовании, учитель выполняет важную социальную роль и поэтому имеет высокий статус. Наиболее значимыми положительными качествами учителя, соотносимыми с ценностями, являются грамотность в широком понимании, мудрость, добросовестность, доброжелательность, любовь к детям и знание их психологии, терпеливость и вместе с тем строгость, твердость характера, решительность, справедливость. Аксиологические свойства эталонных признаков состоят в способности создать некую модель, ориентир, организующий педагогическую деятельность в соответствии с требованиями общества.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15495
ISSN: 2500-0896
2411-197Х
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2018. – Т. 4, № 3
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
088_102.pdf409.11 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.