Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/18220
Title: Затекст как система (случай Анны Ахматовой)
Other Titles: Aftertext as a system (case of Anna Akhmatova)
Authors: Меньщикова, А. М.
Menshchikova, A. M.
Keywords: Анна Ахматова
авторский затекст
«Записные книжки»
«Проза о Поэме»
эпистолярии
контекст
книга прозы
творческая стратегия
Anna Akhmatova
author’s aftertext
«Notebooks»
«Prose about a Poem»
epistolaries
context
book of prose
creative strategy
Issue Date: 2022
Publisher: Тюменский государственный университет
Citation: Меньщикова, А. М. Затекст как система (случай Анны Ахматовой) / А. М. Меньщикова. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор И. М. Чубаров. – Тюмень : ТюмГУ-Press, 2022. – Т. 8, № 3(31). – С. 69-89.
Abstract: В статье предпринята попытка рассмотреть авторский затекст Анны Ахматовой как систему взаимосвязанных элементов, которая определяется художественным сознанием и творческой стратегией поэта. Сопоставление текстов различной жанровой природы, анализ контекстуального поля в каждом случае позволяет прийти к выводу о намеренном создании поэтом пересечений на уровне структуры, сюжетов, образов, набросков из автобиографической книги прозы «Листки из дневника», «Прозы о Поэме», эпистолярного наследия, «Записных книжек». Поэтика затекста, наиболее очевидными проявлениями которой становятся вариативность рассматриваемых текстов, нередко существующих по принципу «двойчатки», а также взаимопроницаемость границ затекстовых форм и художественного наследия Ахматовой, дает возможность проследить стремление автора к выражению глобального целого. Размышляя о трагической судьбе поколения «некалендарного ХХ века», разоблачая ложные образы собственной судьбы и утверждая на их месте подлинные, вынося вердикт собственной эпохе и закрепляя память о современниках, Ахматова сближает затекст и позднее творчество. Как следствие, формы авторефлексии, складывающиеся параллельно с художественными произведениями 1950-1960-х гг., обнаруживают свойство принципиальной незавершимости.
This article attempts to study Anna Akhmatova’s aftertext as a system of interrelated elements, determined by the artistic consciousness and creative strategy of the poet. The comparison of texts of various genres and the analysis of the contextual field in each case show that the poet intentionally created intersections at the levels of structure, plots, images from the autobiographical book of prose «Pages from the Diary», as well as «Prose about the Poem», epistolary heritage, and «Notebooks». The variability of the studied texts, which often exist on the principle of «duality», as well as the interpenetrability of the boundaries of aftertext forms and Akhmatova’s artistic heritage are the most vivid manifestations of aftertext’s poetics. The latter shows the author’s desire to express the global unity. Reflecting on the tragic fate of the generation of the «non-calendar 20th century», exposing false images of her own fate and asserting genuine ones in their place, passing a verdict on her own epoch and consolidating the memory of contemporaries, Akhmatova brings together aftertext and her later works. Therefore, the forms of self-reflection, which developed in parallel with the works of the 1950s and 1960s, reveal the property of fundamental incompleteness.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/18220
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2022. – Т. 8, № 3(31)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
humanitates_2022_3_69_89.pdf1.18 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.