Abstract: | Цель настоящей работы – проанализировать на основе результатов российских и зарубежных социальных исследований изменения, произошедшие в культурно-досуговых практиках в период пандемии COVID-19. Актуальность статьи определяется необходимостью адаптации общества к последствиям данной пандемии. Приводятся данные проведенных автором индивидуальных глубинных интервью с представителями постсоветской молодежи об их повседневных практиках и адаптационных стратегиях в условиях локдаунов. Показано, что для многих жителей России и зарубежных стран режим карантинных ограничений и самоизоляции открыл новые интересные возможности досуга и творчества (нередко с привлечением онлайн-технологий), позволив усовершенствовать прежние навыки или научиться чему-то новому. У части респондентов появились любимые досуговые онлайн-практики (образовательные, коммуникативные, творческие и т. п.), которые им хотелось бы оставить в своей жизни и после пандемии. Что касается проведенного автором эмпирического исследования, то несомненную новизну представляет применение специально разработанной методики. Полученные результаты позволяют осмыслить личностные и социальные ресурсы, помогающие адаптироваться к реалиям постковидного мира, дают ответ на вопрос о том, может ли молодежный опыт освоения новой коронавирусной повседневности пригодиться старшим поколениям, а также вносят вклад в развитие нового социологического направления – социологии пандемии COVID-19. Отмечается, что пандемия COVID-19, несмотря на множество вызванных ею негативных последствий, способствовала оживлению культурно-досуговой жизни общества, что можно рассматривать как позитивный эмерджентный эффект. Делается вывод, что культурно-досуговые практики под влиянием коронавирусного кризиса претерпели значительные трансформации, и со временем, вероятно, тренд на активное культурное потребление продолжится. The present work analyzes the changes in cultural and leisure practices during the COVID-19 pandemic on the basis of Russian and foreign social research results. The data on individual profound interviews with the post-Soviet youth presenters about their daily practices and adaptive strategies in the lockdown circumstances performed by the author are presented. It is noticed that the lockdown restrictions and self-isolation regime have opened new interesting opportunities in leisure and creative activities (quite often involving on-line technologies) for many residents in Russia and in the foreign countries that allowed them to improve their previous skills or learn something new. Part of the respondents have acquired online practices in their favorite leisure activities: educational, communication, creative etc., which they also would prefer to keep doing in their lives after the pandemic. The method specifically developed for the purposes of the author research is an undeniable novelty. The findings provide an opportunity to reflect on the personal and social resources that help adapt to the realities of the post-COVID world, give the answer to the question of whether young people’s experience of the new coronavirus everyday life can benefit older generations, and contribute to the development of the new sociological field – the sociology of the COVID-19 pandemic. It is observed that despite many negative consequences caused by the pandemic, the COVID-19 pandemic produced a recovery in public cultural and leisure life that may be regarded as a positive emergent effect. In general, we can see significant changes in cultural and leisure practices under the impact of the coronavirus crisis. The trend towards active cultural consumption is likely to continue with time. |