Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/19285
Title: Популярная песня в социокультурном пространстве современной России: трансформация смыслов (по материалам контент-анализа)
Other Titles: The popular song in the socio-cultural space of modern Russia: transformation of codes and meanings (based on content analysis materials)
Authors: Каргаполова, Е. В.
Малкова, С. А.
Вершкова, Я. И.
Глинко, О. С.
Kargapolova, E. V.
Malkova, S. A.
Vershkova, Ya. I.
Glinko, O. S.
Keywords: Сибирский социум
музыка
популярная музыка
песня
популярная песня
социокультурное пространство
ценности
смыслы
Siberian Socium
music
popular music
song
popular song
socio-cultural space
values
«hype»
Issue Date: 2022
Publisher: ТюмГУ-Press
Citation: Популярная песня в социокультурном пространстве современной России: трансформация смыслов (по материалам контент-анализа) / Е. В. Каргаполова, С. А. Малкова, Я. И. Вершкова, О. С. Глинко. — Текст : электронный // Siberian Socium / Тюменский государственный университет ; главный редактор В. Г. Немировский. — Тюмень : ТюмГУ-Press, 2022. — Том 6, № 2(20). — С. 42-53.
Abstract: Популярная музыка – один из инструментов влияния на массы. Поэтому важно отслеживать направленность перемен в идеях, транслируемых в популярных песнях. Актуальность темы связана с включением России в глобальные процессы, когда межкультурная интеграция становится одним из факторов трансформации социокультурного пространства под влиянием новых правил и закономерностей музыкальной жизни. Целью данного исследования является анализ изменений смыслов популярных песен современной России. Новизна исследования заключается в следующем. На основе контент-анализа показаны общие тенденции трансформации смыслов популярных песен России с 1990 по 2021 г. Выявлен рост прослушиваний популярных песен и комментариев к ним, что свидетельствует о масштабировании воздействия на аудиторию, особенно на представителей молодого поколения. Зафиксировано снижение среднего возраста исполнителей. Определено, что основной темой песен является тема любви, которая зачастую представлена в трагичном или вульгарном контексте. Общественно-значимые позитивные темы (патриотизм, политика, детство, молодость, семья) встречаются фрагментарно либо в единичных случаях. Выявлен рост количества строк песен при неизменном количестве слов с 2001 г. при падении доли раскрытия темы песен, что свидетельствует о разрушении речевой и общекультурной нормы, стремлении исполнителей к «хайпу», росту популярности, коммерческой выгоде, а не к передаче смысла текста песни. Показана специфика песенного жанра в России по трем периодам – 1990-2000 гг., 2001-2010 гг. и 2011-2021 гг. «Ревущие», тяжелороковые девяностые годы с ощущением слома общественной системы, привычных личных отношений и социальных связей сменяются попсовыми «нулевыми» с ожиданиями позитивных перемен, свободы. Период с 2011 г. характеризуется бо́льшим разнообразием стилевых направлений и не просто значительной банальностью, заурядностью текста, но также воспеванием и оправданием девиантного поведения, преобладанием пессимистического и сексуализированного настроя, агрессии, переходящей в оскорбление. Это приводит к тому, что песня как общественное пение, объединяющее и возвышающее людей, становится дисфункциональной, деструктивной, разрушающей личность (особенно формирующуюся), социальные связи, общественную систему, социокультурное пространство страны как пространство норм и правил. Направление дальнейших исследований связано с разработкой методических рекомендаций по критериям цензурирования музыкального пространства с целью восстановления речевой нормы и традиционной для России системы ценностей.
Popular music is one of the instruments of influence on the masses, which raises the importance of tracking the direction of changes in the ideas, broadcast in popular songs. The relevance of this topic relates to the inclusion of Russia in global processes, when intercultural integration becomes one of the factors of transformation of the socio-cultural space under the influence of new rules and patterns of musical life. The purpose of this study is to analyze changes in the codes and meanings of popular songs of modern Russia. The novelty of the study is as follows. Based on the content analysis, general trends in the transformation of codes and meanings of popular songs in Russia from 1990 to 2021 are shown. The growth of listening to popular songs and comments on it was revealed, which indicates the scaling of the impact on the audience, especially on representatives of the younger generation. A decrease in the average age of performers was recorded. It is determined that the main theme of the songs is the theme of love, which is often presented in a tragic or vulgar context. Socially significant positive topics (patriotism, politics, childhood, youth, family) occur in fragments or in isolated cases. An increase in the number of lines of songs with a constant number of words since 2001 has been revealed with a drop in the share of disclosure of the theme of songs, which indicates the destruction of speech and general cultural norms, the desire of performers to «hype», the growth of popularity, commercial benefits, and not to convey the meaning of the lyrics. The specifics of the song genre in Russia are shown for three periods: 1990-2000, 2001-2010, and 2011-2021. The «roaring», «heavy-hearted» nineties with a sense of the breakdown of the social system, habitual personal relationships and social ties are replaced by pop «zero» with expectations of positive changes, freedom. The period since 2011 is characterized by a wide variety of stylistic trends and not just significant banality and mediocrity of the text, but also the glorification and justification of deviant behavior, the predominance of pessimistic and sexualized mood, aggression, turning into an insult. This leads to the fact that the song, as a «public singing» that unites and elevates people, becomes dysfunctional, destructive, destroying the personality (especially the emerging one), social ties, the social system, the socio-cultural space of the country as a space of norms and rules. The direction of further research is related to the development of methodological recommendations on the criteria for censoring the musical space in order to restore the speech norm and the traditional Russian system of values.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/19285
ISSN: 2587-8484
2587-6708
Source: Siberian Socium (Сибирский социум). – 2022. – Т. 6, №. 2(20)
Appears in Collections:Сибирский социум (SIBERIAN SOCIUM)

Files in This Item:
File SizeFormat 
SibSoc_2022_2_42_53.pdf572.72 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.