Abstract: | Социальный капитал, рассматриваемый в качестве ресурса человеческого и физического капитала, всё чаще позиционируется как один из наиболее значимых факторов развития современного социума, в особенности локального, регионального, стремящегося, ввиду объективных причин и ограничений, задействовать все имеющиеся ресурсы развития. Южно-Сибирские республики – Тува и Хакасия, всё еще демонстрирующие низкие показатели роста экономики и индекса человеческого развития, редко попадали в фокус исследовательского интереса в плане анализа особенностей и динамики функционирования социального капитала. В статье рассмотрены общие концептуальные подходы и частные методологические наработки отечественных и зарубежных авторов к анализу социального капитала. Основная цель исследования, заключающаяся в анализе особенностей функционирования компонентов регионального социального капитала Южно-Сибирских республик, достигается посредством объединения частных показателей (индекса капитала доверия, норм и ценностей, социальных сетей). В качестве эмпирической базы исследования привлекались агрегированные результаты осуществленных в 2013, 2016 и 2019 гг. массовых социологических опросов в Республиках Тыва и Хакасия по стандартизированной программе (выборочная совокупность: Хакасия – 520 чел., Тува – 290 чел.). Результаты проведенного исследования позволяют сделать обоснованный вывод, что наиболее сильный компонент социального капитала региона – капитал ценностей и норм, явившийся следствием формирования устойчивой системы норм толерантности и универсальной морали, стабильной комплементарности межэтнокультурных отношений. Пространством риска с низкими индексами развития открытого социального капитала остаются процессы актуализации альтернативных национальной идентичностей, сохранения напряженности межэтнических отношений, снижения доверия и удовлетворенности деятельностью властей и сохранения преимущественно конформистской модели общественно-политического поведения жителей региона. Приоритетом деятельности федеральных и региональных властей, а также институтов гражданского общества и органов местного самоуправления должно стать повышение уровня доверия к ним жителей региона. Social capital, which is considered as a resource of human and physical capital, is increasingly positioned as one of the most significant factors in the development of modern society, especially local, regional, striving, in view of objective reasons and limitations, to use all available development resources. The South Siberian republics of Tyva and Khakassia, which still show low indicators of economic growth and the human development index, rarely fell into the focus of research interest in terms of analyzing the characteristics and dynamics of the functioning of social capital. The article examines the general conceptual approaches and particular methodological developments of domestic and foreign authors to the analysis of social capital. The main goal of the study, which is to analyze the features of the functioning of the components of the regional social capital of the South Siberian republics, is achieved by combining private indicators (index of trust capital, norms and values, social networks). As an empirical basis for the study, we used the results of opinion polls in 2013, 2016 and 2019 in the Republics of Tyva and Khakassia according to a standardized program (sample population: Khakassia – 520 people, Tuva – 290 people). The results of the study allow us to draw a well-grounded conclusion that the strongest component of the region’s social capital is the capital of values and norms, which is a consequence of the formation of a stable norm of tolerance and universal morality system, a stable complementarity of interethnic and cultural relations. The processes of actualization of alternative national identities, the preservation of tension in interethnic relations remain the risk space with low indices of the development of open social capital; decrease in trust and satisfaction with the activities of the authorities and preservation of a predominantly conformist model of social and political behavior of the region inhabitants. The priority of the federal and regional authorities, as well as civil society institutions and local self-government bodies, should be to increase the level of trust in them by the residents of the region. |