Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/19352
Title: Образ Другого: отличительный знак евреев в средневековой Германии (XIII-XVI века)
Other Titles: The image of the Other: the distinctive sign of the Jews in medieval Germany (XIII-XVI centuries)
Authors: Байдуж, Д. В.
Медведева, В. О.
Baiduzh, D. V.
Medvedeva, V. O.
Keywords: евреи
социальная история
семиотика
Германия
образ Другого
коммуникация
визуальные признаки
история цвета
одежда
антисемитизм
Jews
social history
semiotics
Germany
image of the Other
communication
badge
history of color
clothing
antisemitism
Issue Date: 2022
Publisher: ТюмГУ-Press
Citation: Байдуж, Д. В. Образ Другого: отличительный знак евреев в средневековой Германии (XIII–XVI века) / Д. В. Байдуж, В. О. Медведева. — Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор И. М. Чубаров. — Тюмень : ТюмГУ-Press, 2022. — Т. 8, № 4(32). — С. 110-133.
Abstract: В статье рассматривается функционирование специального отличительного знака евреев и его восприятие христианами в немецком социокультурном пространстве XIII-XVI вв. С начала XII века в Европе разворачивается масштабный процесс переосмысления границ существующих социальных групп и возникновения новых, ярко выраженный посредством различных знаковых практик. Введение эмблем для евреев было прямым его следствием. Рассматривая посредством семиотического анализа визуальные признаки в письменных и изобразительных источниках разных видов как элементы в рамках общей знаковой системы, раскрывается специфика употребления характерных для воображаемой еврейской идентичности эмблематических проявлений. Приводится классификация знаков, раскрываются контексты, в которых используются исследуемые эмблемы, анализируются их формальные и семантические характеристики. Чаще всего рассматриваемые признаки были жёлтого цвета и могли нести негативные коннотации. Появление «еврейских колец» в источниках XV века, репрезентирующих нормативные аспекты быта, завершает длительный процесс семиотизации иудеев как Другого. С XVI века атрибут массово встречается при визуализации библейских и иных сцен. Роты реже употребляются при изображении женщин, что связано с гендерной иерархией средневекового общества. В результате исследования авторы приходят к заключению, что предписание церковными институтами ношения евреями специфических знаков объяснялось как общими процессами иерархического упорядочивания социальной организации христианского мира, так и ситуативной стигматизацией. Его практическая реализация высвечивает специфику динамичных взаимоотношений локальных властей и еврейских социорелигиозных меньшинств, а весьма позднее введение практики в немецких землях демонстрирует, в первую очередь, экономический прагматизм. Сами эмблемы имели амбивалентную природу и являлись частью двух стратегий. Во-первых, различения евреев от христиан, во-вторых, контролируемой интеграции иудеев в средневековое городское пространство.
This paper studies the special distinguishing sign of the Jews in the Germany during the 13th-16th centuries. Since early 12th c., Europe saw a large-scale process of rethinking the place of existing social groups and the emergence of new ones, clearly expressed by a set of iconic practices. The legitimization of the Jews’ emblems is its direct consequence. Using semiotic analysis, the authors consider visual signs in written and pictorial sources of various types as elements within the framework of a common sign system, as well as reveal the specifics of emblematic manifestations characteristic of Jewish identity. Most often, the signs were yellow and round. In Germany, the signs were used quite late relative to other European countries. In addition, Jews in Germany were in a better position because they depended on the emperor, and political decentralization had an impact on it. The authors conclude that the church prescription for Jews to wear specific signs was explained by the processes of streamlining the social organization of the Christian world. Finally, the authors state that the emblems were part of two strategies: the distinction between Jews and Christians, and the integration of Jews into the medieval urban space. In addition, the emblems could be a means of defamation or a positive, neutral sign.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/19352
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2022. – Т. 8, № 4(32)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
humanitates_2022_4_110_133.pdf1.37 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.