Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/20392
Title: Ислам в Хакасии (в контексте идеи «все тюрки – мусульмане»)
Other Titles: Islam of thе Khakasia (in thе context of thе idea of «all turks are muslims»)
Authors: Ярков, А. П.
Yarkov, A. P.
Keywords: ислам в Хакасии
проблема развития уммы
Islam in Khakasia
problem of progress umma
Issue Date: 2018
Publisher: Алтайский государственный университет
Citation: Ярков, А. П. Ислам в Хакасии (в контексте идеи «все тюрки – мусульмане») / А. П. Ярков. — Текст : электронный // Народы и религии Евразии. — Барнаул : Издательство Алтайского государственного университета, 2018. — № 3 (16). — С. 99–110.
Abstract: Целью статьи является исследование распространения ислама в Хакасии. Недостаточная изученность темы вызывает различные околонаучные мнения, подчас политизированные. При этом наблюдается либо игнорирование исторических фактов, либо их толкование, основанное на обывательских домыслах. В данном регионе ислам не стал доминирующей религией в прошлом, не является доминирующей конфессией и в XXI в. Ещё в период Раннего Средневековья у мусульман Ближнего и Среднего Востока на основе коранических воззрений и разрозненных сведений сложилось представление о страшных племенах яджуджи и маджуджи, живущих «на краю света» - в Северной Азии. Со временем представление мусульман о живущих там тюрках расширилось, но воспринимались они отстранённо. Ситуация изменилась, когда у части тюркской элиты возникала (и до сих пор бытует) идея объединения мусульман в самостоятельное политическое образование, где идея «Великого Туркестана» (Великого Турана) базируется на трех «китах»: тюркизации, исламизации и модернизации, подразумевая, что все тюрки - мусульмане. Мнение, безусловно, ошибочное. В этом отношении показательна судьба исламской религии и её приверженцев в одном из восточных субъектов Российской Федерации - Республике Хакасии, где хакасы (тадарлар/минусинские, абаканские, ачинские татары/ енисейские киргизы) придерживались издавна тенгрианства, но в XIX в. были принудительно обращены в православие. Автор приходит к выводу, что на современном этапе сформированы местные институты уммы. Одновременно происходит трансформация религиозной и этнокультурной идентичности. Предлагаются рекомендации по профилактике экстремизма.
The aim of this paper is to study the history of the spread of Islam in Khakassia. lt has not been thoroughly researched. All this causes various pseudoscientific views sometimes politicized. There is а disregard for historical facts, or their interpretation, based on а narrowminded conjectures. This region became the dominant religion, Islam has not in the past. 1s not dominant, and in the 21st century. Even during the early Middle Ages the Muslims of the Middle East on the basis of Quranic beliefs and disparate information perception about fearsome tribes jadzhudzhi and madzhudzhi living «on the edge of the world» in North Asia. Over time, the idea of Muslims living there reign expanded, but perceived them. The situation changed when the part of the Turkish elite appeared ( and still exists) the idea of unification of Muslims into an independent political entity, where the idea of «great Turkistan (great Turan) is based on three «pillars»: tjurkizacii, Islamization and modernization, implying that all Turks are Muslims. The view is definitely wrong. In this regard, is the fate of the Islamic religion and its followers in one of the Eastern constituent entities of the Russian Federation-Repblic of khakasia, where Khakas (tadarlar/minusinskie, abakanskie, achinskie Tatars/yenisei Kirghiz) were long tengrism, but in the 19th century forcibly converted to orthodoxy. The authos use а variety of sources. They come to the conclusion that at the present stage formed local institutions of the Umma. At the same time transforming religious and ethnocultural identity. Offers recommendations to prevent extremism.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/20392
ISSN: 2542-2332 (Print)
2686-8040 (Online)
Source: Народы и религии Евразии. — 2018. — № 3 (16)
Appears in Collections:Научные сборники, статьи, препринты

Files in This Item:
File SizeFormat 
nirE2018_3_99_110.pdf3.69 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.