Abstract: | В статье представлен многолетний опыт преподавания предмета «Спортивная медицина» студентам гуманитарного вуза. В настоящее время в мире, в том числе и в нашей стране, учебный процесс в вузах осуществляется на основе Болонского соглашения, предусматривающего двухуровневую структуру высшего образования, что изменило традиционную предметную систему образования. В высшем образовании нашей страны, в общем времени трудозатрат, 70-80 % составляют обязательные курсы и только 30-20% бюджета времени отводится на предметы по выбору студентов, тогда как в европейской системе образования указанные соотношения обратные. От предмета осуществляется переход к образовательному модулю. Переход на модульный принцип является достаточно сложным для многих направлений профессиональной подготовки студентов, что связано с рядом взаимообусловленных факторов, в том числе со структурой стандартов высшего профессионального образования, с планированием лекционной и аудиторной нагрузки, штатного расписания, производственной практикой. Увеличение времени на самостоятельную работу студентов, но без изменения структуры планирования в вузах, приведет, во-первых, к сокращению профессорско-преподавательского состава и, во-вторых, увеличению педагогической нагрузки на оставшихся в вузе преподавателей. Увеличение времени на самостоятельную работу студентов может сопровождаться с рядом трудностей, основным из которых является недостаточная оснащенность библиотек учебниками и учебно-методическими пособиями. Показана важная роль материальной базы, использования интерактивных форм обучения, обеспечения преемственности между медико-биологическими дисциплинами, обеспечивающая успешность и эффективность обучения. The article provides many years of experience teaching the subject «Sports medicine» for University students. Currently in the world, including in our country, educational process in universities is based on the Bologna agreement providing for a two-level structure of higher education, transforming the traditional subject system of education. In higher education of our country, in total time of labor, 70-80 % are required courses and only 30-20% of the time budget allocated to subjects chosen by students, whereas in the European system of education, these proportions reverse. From the subject navigates to the educational module. The transition to the modular principle is difficult enough for many areas of professional training of students due to a number of interrelated factors, including the structure of the standards of higher education, planning lectures and class loads, staffing, manufacturing practices. Increasing the time for independent work of students, but without changing the structure of planning in higher education, will lead, first, to reductions in teaching staff and, secondly, the increase in teaching load for the remainder of the University teachers. Increasing the time for independent work of students may be accompanied with difficulties, the main of which is insufficient equipment of libraries with books and teaching materials. The role of the material base, the use of interactive forms of training, to ensure continuity between biomedical disciplines, ensuring the success and effectiveness of training. |