Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2626
Title: Этосы образования и модернизация российского общества
Other Titles: Ethoses of education and the modernization of the Russian society
Authors: Павлов, А. П.
Павлов, П. А.
Pavlov, A. P.
Pavlov, P. A.
Keywords: модернизация образования; Сибирский социум; Siberian Socium; ethos of education; образование как социальный ресурс; кризис образования; этосы образования; аутопойезис; образовательная среда; классическое образование; autopoiesis; educational environment; classical education
Issue Date: 2018
Publisher: Тюменский государственный университет
Citation: Павлов, Александр Павлович. Этосы образования и модернизация российского общества / А. П. Павлов, П.А.Павлов // Siberian Socium (Сибирский социум). — 2018. — Том 2. — № 4. — С. 70-80. — ISSN 2587-6708, 2587-8484.
Abstract: В статье предпринята попытка анализа образования как социального ресурса воспроизводства российского общества в условиях его модернизации в начале XXI в. По мнению авторов, эти возможности содержатся в образовательной среде, и прежде всего в таком ее компоненте, как образовательный этос. В статье различаются понятия «образовательное пространство» и «пространство обучения». В пространстве обучения молодой человек получает необходимые для жизни знания. В образовательной среде молодой человек формируется как участник воспроизводства общества, т. е. как социальный актор. Проблема современного образования состоит в том, что существующие практики и методы обучения не направлены в достаточной мере на воспроизводство акторов, отвечающих требованиям модернизации российского общества. Современный этап модернизации общества (а образование является важнейшей его подсистемой) выдвигает новые требования к механизму воспроизводства образовательной среды, который в статье обозначается как аутопойезис образования. Цель статьи — показать возможности повышения эффективности образования как аутопойетической системы. Эти возможности авторы видят в структуре этоса образования. В работе исследуется феномен и характерные признаки этоса образования. Этос образования на основе социально-онтологического подхода трактуется как система этико-онтологических отношений, которые обеспечивают вовлечение молодых людей в процессы образовательного аутопойезиса в качестве его акторов.
This article analyzes education as productive resources of the Russian society in the modernization conditions in the early 2000s. The authors believe that these resources lie mainly in the educational sphere, precisely, in the educational ethos. Thus, this article studies educational space as a sphere of creative challenges and opportunities for young people in the modernizing Russian society. The authors differentiate the terms “educational space” and “learning space”. In the educational space, a young person acquires knowledge necessary for his or her life. In the learning space, a young person is formed as a participant of society reproduction — a social actor. However, the authors believe that the existing practices and learning methods are insufficiently oriented at the reproduction of actors conforming to the requirements of social modernization. The modernization sets new demands to the reproduction mechanism of the educational medium — autopoiesis, which is the society’s ability to reproduce its own basic components, thus generating and reproducing another society. This article aims to demonstrate the possibilities for improving educational efficiency as an autopoiesis system. These possibilities lie in the structure of educational ethos, studied in detail (i. e. its phenomenon and peculiar features) in this work. The authors interpret educational ethos as a system of ethical and ontological relations, which involve the young people into the processes of educational autopoiesis as actors.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2626
Appears in Collections:Сибирский социум (SIBERIAN SOCIUM)

Files in This Item:
File SizeFormat 
070_080.pdf337.59 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.