Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2713
Title: Перформативное образование: нужна ли социология негуманитарным специальностям?
Other Titles: Performative education: is sociology required outside the humanities?
Authors: Бесчасная, А. А.
Бесчасный, А. А.
Beschasnaya, A. A.
Beschasnyi, A. A.
Keywords: высшее профессиональное образование; перформативность; социология; результат; эффективность; гуманитарные дисциплины; Сибирский социум; higher professional education; performativity; sociology; result; efficiency; humanitarian disciplines; Siberian Socium
Issue Date: 2019
Publisher: Тюменский государственный университет
Citation: Бесчасная, А. А. Перформативное образование: нужна ли социология негуманитарным специальностям? / А. А. Бесчасная, А. А. Бесчасный // Siberian Socium (Сибирский социум) / главный редактор В. Г. Немировский; заместитель главного редактора Г. Ф. Шафранов-Куцев; ответственный редактор В. В. Мельник. - Тюмень, 2019. - Том 3. - № 3(9). - С. 20-39.
Abstract: Целью написания данной статьи является рефлексия значения социологического знания в профессиональной подготовке специалистов негуманитарного профиля с позиций «перформативного образования». «Перформативность» образования, понимаемая как производство знания и образовательная деятельность, приобретает смысл только в ситуации их востребованности и эффективности (Ж.-Ф. Лиотар). В результате реформирования системы образования перформативность образовательной деятельности приобрела характер сугубо финансовой пользы, измеряемой в краткосрочной перспективе. Современные тенденции формирования образовательных программ вузов учебными дисциплинами «перформативного» характера выразились в сокращении учебных часов общегуманитарных дисциплин, в числе которых был минимизирован или полностью ликвидирован и учебный курс социологии. В качестве теоретической информационной базы исследования были использованы публикации российских и зарубежных ученых в области социологии образования. Материалом для эмпирического этапа исследования послужила организационно-методическая документация, сопровождающая учебный процесс в ряде российских вузов с конца ХХ в. по настоящее время и представленная в фондах Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) и на сайтах образовательных учреждений. Авторами был проведен анализ учебных программ высшего образования. Перформативность социологического знания и изучения социологии на индивидуальном уровне выражается в нескольких аспектах: 1) в формировании самосознания личности и становлении профессионала, интегрированного в общественные отношения; 2) в развитии у выпускников умений осуществлять анализ и прогноз социальных трансформаций; 3) в поддержании ценностного базиса и гражданско-правовой культуры в обществе. Перформативность социологии на уровне общественного сознания, наряду с философией, культурологией, этикой и др., проявляется в формировании социокультурных регуляторов, необходимых для достижения и сохранения экономической стабильности и развития общества. Научная новизна предлагаемого авторами подхода выражается в рассмотрении социологического знания как необходимого компонента практико-ориентированного и капитализируемого профессионального знания, создающего долгосрочные экономические и социальные эффекты для студента, т. е. будущего квалифицированного специалиста, его потенциального работодателя и общества в целом. Практическое значение представленных выводов выражается в усилении позиций социологии как науки и учебной дисциплины в вопросах моделирования образовательных программ профессиональной подготовки студентов вузов.
This article analyzes the importance of sociological education in the professional training of specialists outside the humanities from the point of view of “performative education”. The “performativity” of education is understood as the production of knowledge and educational activity and it becomes meaningful only in the situation of their demand and efficiency (J.-F. Liotard). The сurrent trends in the formation of the curricula of higher educational institutions by academic disciplines of a “performative” nature have been expressed in reducing the hours of general humanities, among which the sociology teaching has been minimized or completely eliminated. The material for the empirical stage of the research was the organizational and methodological documentation accompanying the educational process in a number of Russian universities. The authors performed a content analysis of the curriculum of higher education. The following methods of collecting information were used: analytical-synthetic, induction and deduction, content and comparative analyzes. The performativity of sociological knowledge and the study of sociology at the individual level is expressed in several aspects: 1) in the formation of the self-consciousness of the individual and the development of a professional integrated into social relations; 2) in the development of graduates’ ability to analyze and forecast social transformations; 3) in maintaining the value basis and civil law culture in society. The practical significance of the findings is expressed in strengthening the position of sociology as a science and academic discipline in the simulation of educational programs for professional training of university students.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2713
ISSN: 2587-8484
2587-6708
Appears in Collections:Сибирский социум (SIBERIAN SOCIUM)

Files in This Item:
File SizeFormat 
020_039.pdf780.76 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.