Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2732
Title: Проблемы формирования читательской культуры современных школьников
Other Titles: The Problems of Forming the Reader Culture of Modern Schoolchildren.
Authors: Батырева, М. В.
Попова, А. И.
Batyreva, M. V.
Popova, A. I.
Keywords: чтение; читательская культура; читательская мода; семейное чтение; детско-юношеская библиотека; reading; reading culture; reader fashion; family reading; children and youth library
Issue Date: 2018
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Батырева, М. В. Проблемы формирования читательской культуры современных школьников / М. В. Батырева, А. И. Попова // Вестник Тюменского государственного университета: Социально-экономические и правовые исследования / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2018. – Т. 4. – № 3. – С. 71-85.
Series/Report no.: Социально-экономические и правовые исследования
Abstract: Статья посвящена вопросам формирования читательской культуры современных школьников, что является актуальным в условиях усиления влияния на социализацию молодого поколения аудиовизуальных источников информации и утраты книгой своего места в этом процессе. В статье проанализирован опыт исследований читательской культуры учащихся, а также представлены результаты авторского исследования, включающего в себя анкетный опрос школьников и опрос экспертов – педагогов и сотрудников библиотек города. Анализ результатов отечественных исследований показывает, что читательская культура молодого поколения формируется сегодня скорее стихийно, ее состояние не соответствует требованиям современности, а управляющие воздействия, нацеленные на формирование культуры чтения школьников, не приводят к желаемым результатам: качество чтения учащихся снижается, интернет и компьютерные игры вытесняют книгу из их досуга. Основные проблемы в управлении формированием читательской культуры школьников, выявленные в ходе исследования, состоят в потере библиотекой своего места в жизни школьников; замене источников поиска информации на некнижные; неконтролируемом влиянии на чтение школьников читательской моды; нежелании большинства учащихся принимать участие в мероприятиях, проводимых в школах и библиотеках, отсутствии интереса к ним. Проведенное исследование позволило определить уровень читательской культуры современных школьников, выделить основные проблемы, возникающие в процессе ее формирования, и разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию комплекса мероприятий, реализуемых в этой области в школах и библиотеках с учетом особенностей социализации школьников, процессов информатизации и приверженности к Интернету, феномена престижа чтения в молодежной среде.
This article studies the issues of the formation of the reading culture of modern schoolchildren, which is urgent in the context of increasing influence of audiovisual information sources on the youth socialization and the decreasing role of the book in this process. The article analyzes the experience of students’ reading culture research and presents the results of the authors’ research, which includes a questionnaire survey of schoolchildren and a survey of experts – teachers and staff of the city’s libraries. The analysis of the results of Russian research shows that the younger generation’s reading culture is formed today rather spontaneously, its state does not meet the requirements of the present. Besides that, the control actions aimed at forming the schoolchildren reading culture do not lead to the desired results: the reading quality of schoolchildren decreases, the internet and computer games displace the book from their leisure. The research has revealed that the main problems in managing the formation of the reading culture of schoolchildren lie in the library’s loss of its place in the life of schoolchildren; the replacement of the sources of information search with non-literary information; the uncontrolled influence of the reader’s fashion on the reading of students; the unwillingness of the majority of students to take part in the events held in schools and libraries; a lack of interest. This study allowed to determine the reading culture level of modern schoolchildren, show the main problems that arise in the process of its formation, and develop recommendation for the further improvement of the current set of measures implemented in schools and libraries, taking into account the characteristics of schoolchildren’s socialization, informatization processes, and adherence to the Internet, as well as the phenomenon of the reading prestige in the youth society.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2732
ISSN: 2411-7897
2500-3534
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Files in This Item:
File SizeFormat 
071_085.pdf383.56 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.