Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2768
Title: Трансформация технологий патриотического воспитания в современном российском высшем образовании
Other Titles: Transformation of technologies of patriotic education in modern Russian higher education
Authors: Нархов, Д. Ю.
Нархова, Е. Н.
Вишневский, Ю. Р.
Репин, В. П.
Narkhov, D. Yu.
Narkhova, E. N.
Vishnevsky, Yu. R.
Repin, V. P.
Keywords: cоциетальные трансформации; высшее образование; студенчество; социальные технологии; патриотическое воспитание; государственная молодежная политика; социальная инициатива; социальное проектирование; самореализация; грантовый конкурс; societal transformations; higher education; students; social technologies; patriotic education; state youth policy; social initiative; social design; self-realization; grant competition
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Трансформация технологий патриотического воспитания в современном российском высшем образовании / Д. Ю. Нархов[и др.] // Вестник Тюменского государственного университета: Социально-экономические и правовые исследования / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2019. – Т. 5. – № 1. – С. 60-73.
Series/Report no.: Социально-экономические и правовые исследования
Abstract: Изучаются трансформации в технологиях патриотического воспитания российского студенчества в постсоветский период. Целью исследования был поиск путей эффективного взаимодействия государства и студенчества в области развития гражданской культуры. Основанием для подготовки статьи явились анализ законодательства, социологической литературы о патриотическом воспитании, теоретической базой – междисциплинарный подход к изучению молодежи, данные общероссийских социологических опросов и результаты анализа грантовых конкурсов по поддержке социальных инициатив молодежи, проводимых в 2017-2018 гг. Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь). Обращается внимание на парадоксальную ситуацию в социальном институте высшего образования – разрыв между функциями трансляции профессионального знания и воспроизводства культуры, воспитания профессионала и гражданина. Ее причиной выступили социетальные трансформации постсоветского времени и модернизационные изменения в высшем образовании начала XXI в. Разрабатывается идея о позитивной социальной инициативе студентов как основе современного патриотического воспитания. Исследуется новая форма взаимодействия государства и студенчества – грантовая поддержка социально значимых инициатив. Показаны высокий уровень патриотизма российского студенчества, положительная динамика понимания студентами патриотизма как позитивной социальной активности. Обосновывается необходимость и возможность разработки единого подхода к осуществлению гражданского и патриотического воспитания студентов в российских вузах.
The authors of this paper study transformations in the technologies of patriotic education of Russian students in the post-Soviet period. Their research aims to find ways for effective interaction between the state and students in the development of civic culture, which required the analysis of legislation and sociological literature on patriotic education. The theoretical basis is an interdisciplinary approach to the study of youth, data from all-Russian sociological surveys and the results of the analysis of grant competitions to support social initiatives of young people held in 2017-2018 by the Federal Agency for Youth Affairs (Rosmolodezh). The authors draw attention to the paradoxical situation in the social institute of higher education – the gap between the functions of the translation of professional knowledge and the reproduction of culture, the education of a professional and a citizen. It was caused by societal transformations of the post-Soviet period and modernization changes in higher education at the beginning of the 21st century. The idea of a positive social initiative of students as the basis of modern patriotic education is being developed. A new form of interaction between the state and students gains more attention – grant support for socially significant initiatives. The authors show the high level of patriotism of the Russian students and the positive dynamics of their understanding of patriotism as a positive social activity. The necessity and possibility of developing a unified approach to the implementation of civil and patriotic education of students in Russian universities is substantiated.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2768
ISSN: 2411-7897
2500-3534
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Files in This Item:
File SizeFormat 
060_073.pdf457.08 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.