Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2802
Title: Методологические подходы к экономическому анализу при оценке состояния конкуренции на рынке, применяемые антимонопольными органами при реализации государственной конкурентной политики
Other Titles: Methodological approaches to economic analysis in assessing the competitive situation at the market, applied by the competition authorities implementing state competition policy
Authors: Гагарина, И. В.
Gagarina, I. V.
Keywords: государственная конкурентная политика; исследование рынка; этапы исследования; антимонопольное регулирование; методологические подходы; антимонопольные органы; state competition policy; market research; stages of the research; antimonopoly regulation; methodological approaches; competition authorities
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Гагарина, И. В. Методологические подходы к экономическому анализу при оценке состояния конкуренции на рынке, применяемые антимонопольными органами при реализации государственной конкурентной политики / И. В. Гагарина // Вестник Тюменского государственного университета: Социально-экономические и правовые исследования / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2019. – Т. 5. – № 3(19). – С. 204-217.
Series/Report no.: Социально-экономические и правовые исследования
Abstract: Оценка состояния конкуренции на рынке чаще всего является первым обязательным этапом принятия антимонопольным органом регуляторного решения. Соответственно, результативность и эффективность деятельности антимонопольных органов напрямую зависит от качества проведения аналитических исследований. Анализ состояния конкуренции на рынке как этап антимонопольного регулирования отличается от маркетингового исследования рынка, поскольку призван отвечать на вопросы, подлежащие разрешению на уровне правоприменительного акта. Алгоритм исследований и методологические подходы к экономическому анализу регламентированы и определяются целями правоприменения, а также спецификой функционирования отраслевых рынков. При этом антимонопольный орган не вправе отклониться от установленных требований, в противном случае регуляторное решение, принятое на основе результатов оценки состояния конкуренции на рынке, может быть признано судом незаконным. Сегодня остроактуальными являются вопросы применения антимонопольными органами методологических подходов к оценке состояния конкуренции на рынке, повышения качества экономического анализа, вопросы прозрачности такой работы для общества. Настоящая работа подготовлена в продолжение статьи «Механизм оценки состояния конкуренции на рынках, применяемый антимонопольными органами при осуществлении государственной конкурентной политики» и содержит в себе характеристику этапов исследований, общих и специальных требований к их проведению, обобщение позиций относительно методологических подходов к экономическому анализу в рамках каждого из этапов. В такой систематизации механизм оценки состояния конкуренции на рынке представлен впервые. Результаты исследования, приведенные в статье, могут быть использованы в научных, практических, а также образовательных целях в рамках дисциплин «Конкурентное право», «Конкурентная политика».
Competitive situation assessment is typically the first essential stage of making regulatory act by competition authorities. Consequently, efficiency and effectiveness of competition authorities’ activity hinges on quality of carrying out analytical research. Analysis of competition situation as a stage of antimonopoly regulation is different from marketing research, as its aim is to answer the questions which must be solved on the level of enabling legislation. The procedure of research and methodological approaches to economic analysis are regulated and defined by the aims of law enforcement, and by specific character of sectoral market functioning. However, antimonopoly authority does not have a right to deviate from imposed requirements, otherwise regulatory act based on the results of competitive situation assessment can be invalidated. Nowadays, issues of applying methodological approaches to competitive situation assessment at the market as well as quality improvement of economy analysis and transparency of such work for society are on the front burner. The current article follows the paper «Means of competitive situation at the market assessment, applied by antimonopoly authority in the course of state competition policy» and it includes the characteristics of the stages of research, general and specific requirements of their applying, generalization of views concerning methodological approaches to economic analysis under every stage. Means of competitive situation at the market assessment has been represented in such arrangement for the first time. Provided research results can be used for scientific, practical, and educational purpose under such disciplines as «Competition Law» and «Competition Policy».
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2802
ISSN: 2411-7897
2500-3534
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Files in This Item:
File SizeFormat 
204_217.pdf676.41 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.