Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3210
Title: Экзистенциальный страх как категория творческого эксперимента в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната»
Other Titles: Existential fear as a category of creative experiment in the novella “The Kreutzer Sonata” by L. N. Tolstoy
Authors: Цайзер, К. М.
Новикова, Е. Г.
Tsayzer, K. M.
Novikova, E. G.
Keywords: Л. Н. Толстой; русская литература; экзистенциализм; категория страха; творческий эксперимент; экзистенциальная эстетика; L. N. Tolstoy; Russian literature; existentialism; the category of fear; creative experiment; existential aesthetics
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Цайзер, К. М. Экзистенциальный страх как категория творческого эксперимента в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» / К. М. Цайзер, Е. Г. Новикова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2019. – Т. 5. – № 1. – С. 85-100.
Series/Report no.: Гуманитарные исследования. Humanitates
Abstract: Художественные произведения Л. Н. Толстого, написанные после духовного кризиса 70-80 гг., теряют свою целостность и однозначность. Данный период можно охарактеризовать как период поиска нового идейного содержания и способов его передачи. Эти изменения подтверждают необычайную чуткость художника и мыслителя, который уловил становление новой культурной парадигмы. Статья посвящена изучению принципов трансформации творческого метода Л. Н. Толстого в поздний период его творчества, в частности, формированию экзистенциальной мысли, которая являет собой художественный эксперимент писателя. Дан краткий обзор истории изучения особенностей художественного метода писателя в разные периоды творчества, важным компонентом которого является интеграция экзистенциальной эстетики. Материалом исследования служит поздняя повесть Л.  Н. Толстого «Крейцерова соната» как одно из самых ярких произведений позднего периода творчества писателя. На первый план в исследовании выходит экзистенциальная категория страха, которая является ключом к рассмотрению данной повести. Сделаны предварительные выводы о том, что экзистенциальная категория страха формирует идейное содержание произведения, а также выступает в роли связующего звена между автором и читателем. Изучение творчества Толстого с позиции формирования экспериментальной эстетики является новым и актуальным направлением современного литературоведения. Итогом исследования является доказательство того, что философская мысль писателя, представленная в его художественном творчестве, позволяет рассматривать Толстого не только как предшественника экзистенциализма в философии XX века, но и как художника, который проводит особый творческий эксперимент.
Fictional works of L. N. Tolstoy, written after the spiritual crisis of 70s-80s, lose their firm integrity and uniqueness. The works of this period are filled with new searches of ideological content as well as the ways of its communication. These changes prove the extraordinary sensitivity of the writer and thinker of such a scale, who perceived the emergence of a new cultural paradigm. The article is devoted to the change of the creative method of L. N. Tolstoy in the late period of his work in terms of the formation of existential thought as an experiment of the writer. A brief review of the study of the writer’s artistic literary features in different periods of his creative work is presented, an important component of which is the integration of existential aesthetics. The material for the study is the later novella of L. N. Tolstoy “The Kreutzer Sonata” as one of the most striking works of the writer’s last period. The research focuses on the existential category of fear, which is the key to the consideration of this story. Initial conclusions are drawn; they show that the existential category of fear forms the ideological content of the work and also it acts as a link between the author and the reader. The study of Tolstoy’s creative work from the perspective of the emergence of experimental aesthetics is a new and relevant direction of modern literary criticism. The result of the research is the proof that the philosophical thought of the writer, presented in his fictional work, allows considing Tolstoy not only as a predecessor of existentialism in the philosophy of the 20th century but also as an artist who conducts a special creative experiment.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3210
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
085_100.pdf397.2 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.