Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3218
Title: Изучение материальной и духовной культуры тофаларов: история, современность, перспективы
Other Titles: The study of the material and spiritual culture of theTofalars: history, modernity, prospects
Authors: Рассадин И. В.
Миткинов, М. К.
Rassadin, I. V.
Mitkinov, M. K.
Keywords: этногенез; тофалары; патронимия; оленеводство; охота; коневодство; Саяны; язык; традиционное хозяйство; этнография; родоплеменной состав; ethnogenesis; Tofalars; patronymy; reindeer herding; hunting; horse breeding; Sayans; language; traditional economy; ethnography; tribal composition
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Рассадин И. В. Изучение материальной и духовной культуры тофаларов: история, современность, перспективы / И. В. Рассадин, М. К. Миткинов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2019. – Т. 5. – № 1. – С. 203-217.
Series/Report no.: Гуманитарные исследования. Humanitates
Abstract: Статья посвящена рассмотрению немаловажного вопроса, посвященного современному состоянию тофаларов и их перспективы на сохранение национальной самоидентичности, а также хозяйственного уклада. Делается попытка рассмотреть особенности традиционной материальной культуры тофаларов. Вопросы современной экологии, как природы, так и человеческих взаимоотношений, не раз поднимались во многих работах. Хищническое, потребительское отношение к природным ресурсам не могло не волновать не только мыслителей, но и каждого человека, осознающего свою ответственность перед будущим поколением. Термин «глубинная экология» был введен Арне Нейсом в статье «The Shallow and the Deep, Long-Range Ecological Movements» («Поверхностное и глубинное – перспективные экологические движения»), вышедшей в 1973 г., в ней автор впервые описал более глубокое, более духовное отношение к Природе. В книге «Пределы роста» в принципе уже дана безрадостная картина будущего человечества. И поэтому обращение к опыту малых народов сосуществования с окружающей природой является крайне важным. Особо интересен их опыт взаимодействия с окружающей природой, суровым климатом, не дававшим надежд на выживание. Необходимо было слиться с природой, создать «комфортные» условия, позволяющие приспособиться к суровой таежной кочевой жизни. Одними из перспективных форм хозяйствования были признаны охота и оленеводство. Авторы с целью подчеркнуть уникальность изучаемого этноса обращаются к такой немаловажной проблеме, как этногенез тофаларов. По мнению авторов, при решении этого вопроса необходимо опираться на богатый опыт смежных наук, используя методы исследования истории, этнографии, антропологии, язык и фольклор, только так можно найти истоки этногенеза тофаларов. Этнос складывался в результате сложного симбиоза различных патронимических групп в течение долгого исторического времени, но до сих пор остался нерешенным вопрос, когда и как, какими историческими судьбами тофаларские роды образовали единый монолитный этнос, который известен сейчас как тофа. Большое место в работе занимает рассмотрение вклада дореволюционных и современных исследователей в изучение истории, культуры и языка тофаларов. Важно, что в статье показано: работы, написанные дореволюционными учеными, не потеряли своей актуальности и остаются важным источником при изучении материальной и духовной культуры тофаларов. При изучении хозяйственного уклада авторы особо обращают внимание на такие важные и актуальные проблемы, как сохранение оленеводства, традиционных способов охоты. В статье подчеркнута уникальность саянского типа оленеводства в отличие от других имеющихся типов. Авторы, опираясь на лингвистические и фольклорные данные, убедительно доказывают, что исконным у тофаларов было коневодство. Статью завершает обзор появления и проведения праздников с целью сохранения народных знаний.
This article is devoted to the consideration of the important question of the modern state of the Tofalars and their prospects on maintenance of their national self identity as well as their economic way of life. An attempt is made to consider the features of traditional material culture of the Tofalars. The questions of modern ecology, of both nature and human mutual relations, have been raised many times in many works. Predatory, consumer attitude toward natural resources worries not only thinkers but every person who is aware of the responsibility to the future generation. The term “deep ecology” was introduced by А. Naess in the article “The Shallow and the Deep, Long-Range Ecological Movements”, which was published in 1973, for the first time the author presented a deeper, more spiritual attitude to the Nature. In the book “The Limits to Growth” a bleak picture of the future of humanity is already given. Therefore, the appeal to the small nations’ experience of coexistence with the surrounding nature is extremely important. Of particular interest is their experience of interaction with the surrounding nature, harsh climate, which did not give hope for survival. It was necessary to merge with nature, to create “comfortable” conditions, allowing to adapt to the harsh, taiga nomadic life. One of the most promising forms of economic activity was hunting and reindeer herding. The authors, in order to emphasize the uniqueness of the ethnos under the study, address such an important problem as the Tofalars’ ethnogenesis. According to the authors, in dealing with this issue we need to rely on rich experience of the allied sciences, using the methods of research of history, ethnography, anthropology, language and folklore. This is the only way to find the sources of the Tofalars’ ethnogenesis. The ethnos developed as a result of the difficult symbiosis of different patronymic groups over a long historical time, but until now the question of when and how, with the help of what historical destinies the Tofalars have formed a single monolithic ethnos, which is now known as Tofa, has remained unsolved. The consideration of the contribution of pre-revolutionary and modern researchers to the study of the history, culture, and language of the Tofalars occupies an important place in the work. It is important that the article shows: the works written by pre-revolution scientists have not lost their relevance and remain an important source in the study of the material and spiritual culture of the Tofalars. When studying the economic way of life, the authors pay special attention to such important and urgent problems as the preservation of reindeer herding and traditional methods of hunting. The article emphasizes the uniqueness of the Sayan type of reindeer herding, unlike other types of reindeer herding. The authors, based on the linguistic and folklore data, convincingly prove that horse breeding was original for the Tofalars. The article ends with a review of holidays in order to preserve the folk knowledge.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3218
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
203_217.pdf435.79 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.