Abstract: | В статье рассматривается проблема самоидентификации субъекта, её прямая связь с возможностями инновационного развития общества и основных субъектов инновационного развития общества (изобретателя, инвестора и самого общества) в современном культурном контексте. Под самоидентификацией в работе понимается процесс самоопределения субъекта деятельности (человека, группы, общества), в ходе которого субъект активизирует свое волевое Я, осознаёт себя субъектом творческой активности со свободной волей, отвечает на вопросы «кто Я?», «какова территория (каково пространство) моей ответственности? », «что имеет значение?», «зачем Я существую?», «в чем смысл моих действий?», «как я позиционирую себя относительно других людей?». Показано, что результат самоидентификации (конкретная самоидентичность) играет принципиальную роль в инновационном развитии общества (отличаемого в статье от инновационного развития отдельных общностей, например групп влияния). С позиций гуманистического подхода неадекватная самоидентификация - это отождествление субъекта с тем, чем он не является, а именно со спонтанно возникающими желаниями, с отдельной группой или территорией, с навязанным представлением о себе, с ролью объекта управления и даже «человеческого капитала». Гуманистические ценности рассматриваются как необходимое условие обеспечения адекватной самоидентификации, приводящей к сотрудничеству всех субъектов, составляющих общество. Предложен ряд смысловых установок, позволяющих активизировать процесс становления более корректной (соответствующей реальным условиям) самоидентификации современного человека. Данные установки предложены в форме «я-высказываний», что позволяет применять их как в самостоятельном самоопределении личности, так и при групповых формах работы, при создании технологий массового стимулирования процессов пробуждения личностной зрелости. This article deals with the problem of human self-identification in its direct connection with the opportunities of innovation development in society and main actors of innovation development (inventor, investor and society) in modern cultural context. Under the term self-identification, we mean the process of the subject's (personal, group, social) self-determination, which implies activation of the volitional «self», during which they feel as the subjects of creative activity with free will and answer the questions: «Who am «What is the territory (the space) of my responsibility?)), «What is significant for me?», «What is the purpose of my exist-ence?», «What is the sense of my actions?», «How I position myself in relations with other people?». The article shows that the result of self-identification (particular self-identity) plays a fundamental role in realizing the innovation development of society, which we distinguish from the innovation development of particular communities or groups. In the context of humanistic approach, inadequate self-identification is the subject's self-identification with something that does not represent one, particularly, with spontaneously arising wishes, be longing to a special group or territory, imposed ideas about oneself, with the role of being under control or even being «human capital». The authors consider humanistic values to be compulsory condition of providing adequate self-identification, which leads to cooperation of all social subjects. The article recommends a number of semantic sets which allow one to activate the process of correct (adequate to real conditions) personal self-identification. These sets are formulated in the form of «self-expressions» which allow one to use them both in independent and group trainings and also in developing mass technologies stimulating the processes of personal matureness awakening. |