Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37856
Название: Изменения в предпочтениях абитуриентов при выборе вузов: сравнительный анализ с 2018 по 2024 г.
Другие названия: Changes in applicants’ preferences when choosing universities: a comparative analysis from 2018 to 2024
Авторы: Диннер, И. В.
Dinner, I. V.
Ключевые слова: выбор профессии
профориентация
трудовые ценности
профессиональное самоопределение
молодежь
карьерные предпочтения
факторы выбора вуза
career choice
career guidance
labor values
career self-determination
youth
career preferences
university selection factors
Дата публикации: 2025
Издатель: ТюмГУ-Press
Библиографическое описание: Диннер, И. В. Изменения в предпочтениях абитуриентов при выборе вузов: сравнительный анализ с 2018 по 2024 г. / И. В. Диннер. — Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования. — 2025. — Т. 11, № 2 (42). — С. 6–18.
Аннотация (реферат): В данной статье рассматриваются изменения в принятии решений школьниками относительно выбора вуза за период с 2018 по 2024 г. В статье проверяется основная исследовательская гипотеза, которая заключается в том, что произошла незначительная корректировка предпочтений школьников в направлении выбора естественнонаучного и технического профилей профессии. Данная гипотеза основана на анализе показателей рынка труда и статистики поступления в вузы России. В работе использован анализ данных, полученных методом анкетного опроса, проведенного среди школьников 9–11 классов в городе Омске и Омской области. Объем выборки составил 11 691 респондент в 2018 г. и 14 353 респондента в 2024 г., что обеспечивает высокую репрезентативность результатов. Основное внимание уделено социально-экономическим, информационным и психологическим аспектам, влияющим на выбор учебного заведения, а также изменениям в предпочтениях школьников в отношении профилей подготовки. Главные эмпирические выводы исследования включают: повышение уровня осведомленности школьников о вузах, обусловленное ростом доступности онлайн-ресурсов и профориентационных мероприятий; увеличение доли школьников, ориентированных на естественнонаучные и технические направления подготовки, что связано с растущей востребованностью этих профессий на рынке труда; снижение интереса к социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам, что отражает переоценку их значимости в контексте современных экономических реалий; рост значимости таких факторов, как престижность вуза, возможность поступления на бюджетные места, перспективы трудоустройства и успешность выпускников вуза. Результаты работы имеют практическую значимость для образовательных учреждений, стремящихся адаптироваться к изменяющимся запросам абитуриентов и повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
This article investigates changes in high school students’ decision-making regarding their choice of university between 2018 and 2024. The study examines the central research hypothesis, which is that there has been a moderate shift in students’ preferences toward natural science and technical fields. This hypothesis is based on the analysis of labor market trends and statistics on admission to universities in Russia. The research employs survey data collected from 9th-11th grade students in the city of Omsk and the Omsk Oblast. The sample comprised 11,691 respondents in 2018 and 14,353 respondents in 2024, which ensures strong representativeness of the results. The main attention is paid to the socio-economic factors, information accessibility and psychological aspects, along with evolving preferences across academic disciplines. The main empirical findings of the study include: enhanced university awareness among students, driven by improved access to online resources and career guidance initiatives; increased preference for STEM disciplines, corresponding with growing labor market demand; declining interest in social sciences and humanities, reflecting changing perceptions of their economic value; growing importance of institutional factors: university prestige, availability of government-funded placements, employment prospects, and alumni career success. The results hold practical significance for educational institutions seeking to adapt to the changing demands of applicants and enhance their competitiveness in the higher education sector.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37856
ISSN: 2411-7897
2500-3534
Источник: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования. — 2025. — Т. 11, № 2 (42)
Располагается в коллекциях:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Socia_2025_2_6_18.pdf317,4 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.