Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/5115
Title: Сопротивление социального ландшафта: «варварство» и «цивилизация» в социальном пространстве
Other Titles: The resistance of the social landscape: “barbarism” and “civilization” in the social space
Authors: Труфанов, Д. О.
Trufanov, D. O.
Keywords: Сибирский социум; социальная структура; социальное пространство; социальный ландшафт; ценностно-нормативные структуры; центр-периферийная полярность; варварство и цивилизация; социальная идентичность; Siberian Socium; social structure; social space; social landscape; value-normative structures; center-peripheral polarity; barbarism and civilization; social identity
Issue Date: 2020
Publisher: Тюменский государственный университет
Citation: Труфанов, Д. О. Сопротивление социального ландшафта: «варварство» и «цивилизация» в социальном пространстве / Д. О. Труфанов // Siberian Socium (Сибирский социум) / главный редактор В. Г. Немировский ; заместитель главного редактора Г. Ф. Шафранов-Куцев ; ответственный редактор В. В. Мельник ; Тюменский государственный университет. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2020. – Том 4, № 1(11). – С. 8-22.
Issue: 1 (11)
Abstract: This article discusses the concept of “social landscape” and studies the structure of the social landscape and its elements’ functions. The author analyzes the relationship between the concepts of “geographical landscape”, “socio-cultural landscape”, and “social landscape”. The defining feature of the social landscape is the value-normative structure that regulates the social relations of actors who act in the social space of a particular location. Changing this structure leads to the movement of the social landscape and its transition from one state to another. In the social landscape, the author identifies such structural elements as the center and the periphery, where the center is associated with the value-normative institutions of the state, and the periphery is expressed in the form of multiple alternative value-normative structures and identities that are formed in local communities. From the position of state-centered discourse, the center of the social landscape is associated with civilization and civilizational development, while the periphery is associated with barbarism in its modern interpretation. Barbarism in social space is a set of practices of social behavior caused by alternative value-normative structures that go beyond state institutions. Areas of barbarism in the social landscape are associated with an increased level of deviation, weakened social control, and weak penetration of state norms and values. Such areas carry risks of destruction of value-normative structures of the center of the social landscape. The resistance of the social landscape is a barrier of communication that prevents the penetration of value-normative structures of the center in the peripheral areas. Barriers are associated with the existence of alternative state value-normative structures and identities. The areas of barbarism and civilization in the social landscape are in a relationship of complementarity and perform a number of necessary functions in relation to each other. Such functions are the formation and maintenance of socio-cultural identity, strengthening and development of forms of social control, and the function of social exchange.
В статье обсуждается содержание понятия «социальный ландшафт», рассматривается структура социального ландшафта и функции его элементов. Автор подвергает анализу соотношение понятий «географический ландшафт», «социокультурный ландшафт» и «социальный ландшафт». Определяющим признаком социального ландшафта признается ценностно-нормативная структура, которая регулирует социальные отношения акторов, действующих в социальном пространстве конкретной локации. Изменение данной структуры приводит к движению социального ландшафта, его переходу из одного состояния в другое. В качестве структурных элементов социального ландшафта автор выделяет центр и периферию, где центр связан с ценностно-нормативными установлениями государства, а периферия выражена в виде множественных альтернативных ценностно-нормативных структур и идентичностей, формирующихся в местных локальных сообществах. С позиции государственноцентричного дискурса центр социального ландшафта ассоциирован с цивилизацией и цивилизационным развитием, периферия – с варварством в его современном прочтении. Варварство в социальном пространстве определяется как совокупность практик социального поведения, обусловленных альтернативными ценностно-нормативными структурами, выходящими за пределы государственных установлений. Области варварства в социальном ландшафте связаны с повышенным уровнем девиации, ослабленным социальным контролем и затрудненным проникновением государственных норм и ценностей. Такие области несут риски разрушения ценностно-нормативных структур центра социального ландшафта. Сопротивление социального ландшафта состоит в существовании барьеров коммуникации, препятствующих проникновению ценностно-нормативных структур центра в периферийные области. Барьеры связаны с существованием альтернативных государственным ценностно-нормативных структур и идентичностей. Области варварства и цивилизации в социальном ландшафте находятся в отношениях взаимодополнительности и выполняют ряд необходимых функций по отношению друг к другу: формирование и поддержание социокультурной идентичности, укрепление и развитие форм социального контроля, функцию социального обмена.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/5115
ISSN: 2587-8484
2587-6708
Appears in Collections:Сибирский социум (SIBERIAN SOCIUM)

Files in This Item:
File SizeFormat 
SibSoc_2020_1_08_22.pdf432 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.