Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7459
Title: Éléments d’analyse sémiotique d’un tableau de Ruth Schranz Ratingen
Other Titles: Elements of semiotic analysis of Ruth Schranz Ratingen’s painting
Элементы семиотического анализа картины Рут Шранц Ратинген
Authors: Marillaud, P.
Марийо, П.
Keywords: opposition
signifier/signified
expression/content
formeme
chromeme
isotopy
narrative program
enunciation
opposition
signifiant/signifié
expression/contenu
formème
chromème
isotopie
programme narratif
énonciation
оппозиция
обозначающее/обозначаемое
план выражения / план содержания
формема
хромема
изотопия
типы нарратива
акт высказывания
Issue Date: 2021
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Marillaud, P. Éléments d’analyse sémiotique d’un tableau de Ruth Schranz Ratingen = Элементы семиотического анализа картины Рут Шранц Ратинген / P. Marillaud. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – Т. 7, № 4(28). – С. 8-25.
Abstract: Our analysis consists of one approach of planar semiotics presented and thoroughly explained in chapter 9 of “Précis de Sémiotique Générale” by Jean-Marie Klinkenberg (1996) with a nod to other references. It goes without saying that we suggested our personal remarks and points of view in such analysis. The reason for writing this article is due to our persuasion that the importance of signs, even if it has been increasing since the past, is of such high level nowadays and that our society lives in day-to-day proliferation of images of different sorts. In our research, we have established relations between sign and linguistic structures like narrativity, for instance. However, it is utmost obvious that processes of sense construction are different whether we study a text or an image. Given an intention for our approach to be the most objective, we took into consideration the fact that spectator’s subjectivity interferes with esthetic considerations and we tried to highlight the importance of cultural influence in conception and interpretation of a painting. We did not want to limit our findings to the old idiom “tastes differ”. We hope that we were able to avoid that as well as to clarify our approach with the application of A. J. Greimas’ semiotic square.
Notre analyse ne constitue qu’une approche de la sémiotique planaire conçue, entre autres références, à partir à celle du chapitre IX du Précis de sémiotique générale de Jean-Marie Klinkenberg (1996). Bien sûr, nous avons apporté nos remarques personnelles, nos points de vue à cette analyse. Pourquoi avoir écrit ce texte ? C’est sans doute, même si l’importance de l’icône dans notre civilisation remonte à la nuit des temps, parce que cette importance est grandissante à un très haut degré, et que notre société vit dans une prolifération quotidienne d’images de toutes sortes. Nous avons établi des rapports entre la structure iconique et la structure linguistique, comme par exemple celui de la narrativité, mais il va de soi que les processus de construction du sens restent différents selon qu’on travaille sur un texte ou sur une icône. Si notre approche veut tendre le plus possible vers l’objectivité, nous savons bien à quel point la subjectivité du spectateur entre dans les considérations d’ordre esthétique et nous avons tenté de cerner l’importance des influences culturelles dans la conception et l’interprétation d’un tableau. Nous avons évidemment voulu aller plus loin que l’obéissance au vieil adage « les goûts et les couleurs, ça ne se discute pas! »… L’usage du carré sémiotique cher à A.J. Greimas nous a peut-être permis de clarifier quelque peu notre démarche, du moins c’est ce que nous souhaitons.
Наш анализ построен на одном из подходов семиотики двумерного пространства, подробное описание которого, помимо упоминаний в других источниках, Жан-Мари Клинкенберг (Jean-Marie Klinkenberg) привел в главе 9 работы под названием «Обзор общей семиотики» (“Précis de Sémiotique Générale”, 1996). Безусловно, в настоящем исследовании мы предлагаем личные замечания и точки зрения. Причина для написания данной статьи состоит в том, что, по нашему убеждению, важность знаков с давних времен и по сей день продолжает расти и достигает значительной степени. Кроме того, каждодневный рост числа разных по своему роду изображений оказывает прямое влияние на современное общество. В нашем исследовании мы установили связи между знаковой и языковой структурами, например, нарративность. Однако, несомненно, процесс построения и выявления смыслов при анализе текста и изображения различны. Чтобы придать нашему подходу как можно большую объективность, в своем исследовании мы брали во внимание тот факт, что субъективность наблюдателя влияет, порой негативно, на соображения эстетического порядка и интерпретацию произведения искусства, картины в частности. В своих выводах мы не ограничивались старой поговоркой «о вкусах не спорят», а имели намерение добраться до сути. Считаем, что нам удалось сделать это, а также объяснить наш подход к анализу благодаря применению семиотического квадрата А. Ж. Греймаса.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7459
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2021. – Т. 7, № 4(28)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
humanitates_2021_4_8_25.pdf591.85 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.