Abstract: | In the conditions of intensive development of the information society, the problem of achieving and maintaining a balance of off- and online communications is becoming more relevant. This is especially significant for students, who study most actively and use various information technologies. The purpose of this study lies in exploring the role of “third places” in the communications of modern students. The authors have employed a systematic approach, the method of structural and functional analysis and a sociological survey during the study to explore the space and define the system of “third places” in a modern city. Theoretical approaches and concepts that reveal the role of “third places” in the communications of man and society are addressed. In their theoretical and empirical analysis, the authors have employed R. Oldenburg’s concept of “third places” as the main one. The authors’ definition of “third places” is explained. The empirical research reveals “third places” with prioritization among students, and their relevance in urban environments. The frequency of visits has been determined and the needs of young people structured through the “third places” approach. The authors have studied students’ readiness to communicate with each other and strangers, using the opportunity of new acquaintances. The results have revealed that 33% of students have their own circle of contacts in “third places” and usually spend time with friends and acquaintances, family or relatives, much less often in loneliness and classmates. In the process of informal offline communication in “third places”, students do not completely disconnect from online communication. In general, the survey data indicate a certain success in the “third places” performing one of its main functions – providing opportunities for free informal communication, expanding the circle of acquaintances. In order to maintain and develop traditional communications in the student community, it is strategically important to develop a system of “third places” that satisfy the needs of young people. Актуальность темы исследования. В условиях интенсивного развития информационного общества актуализируется проблема достижения и сохранения баланса офлайн- и онлайн-коммуникаций. Это особенно значимо для студенческой молодежи, как наиболее активно изучающей и использующей различные информационные технологии. Цель исследования – изучить роль «третьих мест» в коммуникациях современных студентов, выявить потребности современной студенческой молодежи, удовлетворяемые посредством системы «третьих мест». В качестве теоретико-методологических оснований исследования использовала концепция «третьих мест» Р. Ольденбурга, применен системный подход и метод структурно-функционального анализа. Эти методы позволили выявить специфику коммуникаций данной социальной группы при посещении «третьих мест». В работе использован метод социологического онлайн-опроса студентов, обучающихся в вузах г. Тюмени (опрошено 340 респондентов), о содержании и характере коммуникаций студенческой молодежи при посещении «третьих мест». Опрос проведен в ноябре-декабре 2019 г. В статье проанализирована роль «третьих мест» в коммуникациях современных студентов, изучено пространство и определена система «третьих мест» современного города. Рассмотрены теоретические подходы и концепции, раскрывающие роль «третьих мест» в коммуникациях социальных групп и общества. При теоретическом и эмпирическом анализе в качестве основной использована концепция «третьих мест», разработанная Р. Ольденбургом. Обоснована авторская дефиниция «третьих мест». В ходе проведенного эмпирического исследования выявлены приоритетные для посещения студенческой молодежью «третьи места» и их востребованность в условиях городской среды. Определена частота посещения и структурированы потребности молодых людей, удовлетворяемые посредством «третьих мест». Изучена готовность студенческой молодежи к общению друг с другом и незнакомыми людьми, использование возможности новых знакомств. Выявлено, что треть студентов имеет свой круг общения в «третьих местах» и обычно проводит время с друзьями и знакомыми, семьей или родственниками, гораздо реже в одиночестве и с одногруппниками. Результаты исследования показали, что в процессе неформального офлайн-общения в «третьих местах» студенческая молодежь не отключается полностью от онлайн-общения. В целом данные опроса свидетельствуют об определенной успешности выполнения «третьими местами» одной из основных своих функций – предоставления возможности для свободного неформального общения, расширения круга знакомств. В целях сохранения и развития традиционных коммуникаций в студенческой среде стратегически важно развивать систему «третьих мест», удовлетворяющих потребности молодежи. |