Abstract: | The study of current practices in the legal regulation of social and labour relations in the BRICS countries indicates the need to ensure equal treatment of migrant workers with national workers. Discriminatory barriers to migrant workers accessing social security systems contained in the legislation of receiving countries (the legal status of the migrant, duration of stay and other). The legislation of the country of origin of migrant workers also excludes them from the social security systems. Foreign nationals, residing temporarily in Russia, are subject to compulsory pension insurance. The payment of insurance contributions allows establishing a certain amount of pension rights. However, they often do not acquire the right to insurance, since the insurance pension is granted only to foreign nationals permanently resident in Russia. Basic old-age insurance, basic medical insurance, work injury insurance, unemployment insurance, and maternity insurance extend to foreigners legally working in China. In Brazil, foreign workers are insured under the General Social Security Regime. However, it establishes progressive premium rates. In India, international employees are required to be registered as members of the Employees’ Provident Fund and to contribute to it. Foreign nationals, who have entered South Africa to work under a contract of employment and who have been forced to leave the Republic, are not covered by the social security. It is therefore essential to design and implement policies that will strengthen the sustainability of the social security system and eliminate discriminatory norms between labor migrants and national workers. Проведенное исследование сложившихся практик правового регулирования социально-трудовых отношений в странах БРИКС свидетельствует о необходимости обеспечения равного обращения трудовых мигрантов с национальными работниками. Дискриминационные препятствия для доступа трудовых мигрантов к системам социального обеспечения содержат законодательства принимающих стран (правовой статус мигранта, гражданство, продолжительность пребывания, статус официальной занятости) и страны происхождения мигрантов (нераспространение системы социального обеспечения на мигрантов). Временно пребывающие в России иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата страхователем страховых взносов в отношении последних позволяет сформировать определенный объем пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования. Однако право на страховое обеспечение они зачастую не приобретают, так как страховая пенсия предоставляется только иностранным гражданам, постоянно проживающим в России. На иностранцев, законно работающих на территории Китая, распространено базовое страхование по старости, базовое медицинское страхование, от несчастных случаев на производстве, по безработице и страхование по беременности и родам. В Бразилии иностранные работники являются застрахованными в Общем режиме социального обеспечения. С 2008 г. в Индии международные работники должны быть зарегистрированы в качестве членов Фонда обеспечения персонала и обязаны вносить взносы. Иностранные граждане, въехавшие в ЮАР с целью выполнения работы по трудовому договору и после увольнения обязанные покинуть республику, не участвуют в системе социального страхования. Методологической основой исследования выступил диалектический метод, применение которого наряду с общенаучными и частнонаучными методами познания позволило выявить особенности социального обеспечения трудовых мигрантов в странах БРИКС. Использование в процессе исследования таких методов, как формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, историко-правовой, статистического анализа, позволило сделать выводы о важности осуществления социальной политики, направленной на укрепление устойчивости системы социального обеспечения трудовых мигрантов, а также исключения дискриминационных норм в отношении трудовых мигрантов, содержащихся в национальных законодательствах стран БРИКС. |