Abstract: | В статье раскрываются возможности и ограничения неформального образования для освоения профессий будущего. Авторы отмечают, что переход к высокотехнологичной экономике сопровождается стремительным развитием новых сфер труда и новых профессий. Растет потребность в постоянном обновлении знаний и навыков, на рынке труда снижается значение формальных дипломов (инфляция креденциализма), и все больше возрастает роль неформального образования. Цель представленного в статье исследования – выявить перспективные направления профессиональной деятельности в высокотехнологичной экономике и потенциал неформального образования для освоения профессий будущего. Авторами проведен качественный контент-анализ сайтов по поиску работы, иллюстрирующий показатели спроса на профессии будущего в разных странах, ключевые компетенции, необходимые для данных профессий, ресурсы формального и неформального образования для их освоения. Реализовано эмпирическое исследование с использованием метода анкетирования (N = 1 388, возраст респондентов от 18 до 80 лет, анализ данных с применением SPSS), проведенное в России, раскрывающее вовлеченность в неформальное образование. Новизна исследования в том, что показана роль неформального образования, которое преобладает при освоении профессий будущего: абсолютное большинство респондентов (85%) используют неформальное образование для переквалификации, получения знаний в смежных областях. По результатам исследования установлено, что спектр востребованных профессий будущего отражает неравномерность постиндустриального перехода в разных странах, для опережающей профессиональной подготовки в российском контексте возрастает роль неформального образования, как элемента life-long learning. Авторы делают вывод, что рынок труда, где представлены профессии будущего, не будет характеризоваться креденциализмом, для их освоения станет доминировать индивидуальная образовательная траектория на основе неформального образования. This article reveals the opportunities and limitations of non-formal education for mastering professions of the future. The authors note that the transition to high-technology economy is accompanied by the rapid development of new areas of work. The dynamics of the modern world requires a quick response, the need for constant updating of knowledge and skills is growing, the importance of formal diplomas in the labor market is decreasing (inflation of credentialism), and the role of non-formal education is increasing. The purpose of the research presented in this article is to identify promising areas of professional activity in a high-tech economy and the potential of non-formal education for mastering the professions of the future. The authors conducted a qualitative content analysis of job search sites, illustrating the indicators of demand for the professions of the future in different countries, the key skills required for these professions, the resources of formal and non-formal education for mastering these professions. An empirical study was carried out using the survey method (N = 1388, the age of the respondents was from 18 to 80 years old, data analysis was made by using SPSS), conducted in Russia, revealing involvement in non-formal education. The novelty of the study derives from the role of non-formal education, which prevails in mastering the professions of the future: the absolute majority (85%) use non-formal education for retraining, gaining knowledge in related fields. According to the results of the study, it was found that the range of professions of the future reflects uneven post-industrial transition in different countries, in Russia the role of non-formal education as an element of life-long learning is rising. The authors conclude that the labor market, where the professions of the future are represented, will not be characterized by credentialism; individual learning paths based on non-formal education will dominate in mastering these professions. |