Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15460
Название: Топос «Сад» как пространственная доминанта в произведениях А. П. Чехова 1890-1900-х годов
Другие названия: Topos of the «Garden» as a Spatial Dominant in Anton Chekhov’s Works in the 1890s–1900s
Авторы: Komarov, S. A.
Shelemekha, K. S.
Комаров, С. А.
Шелемеха, К. С.
Ключевые слова: topos
expand artistic impression
modernism
Nietzsche
Chekhov
Russian literature
symbolization
Ницше
модернизм
топос «Сад»
расширение художественной впечатлительности
пространство
Чехов
русская литература
Дата публикации: 2018
Издатель: Издательство Тюменского государственного университета
Библиографическое описание: Комаров, С. А. Топос "Сад" как пространственная доминанта в произведениях А. П. Чехова 1890-1900-х годов / С. А. Комаров, К. С. Шелемеха // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – Т. 4, № 2. – С. 124-138.
Аннотация (реферат): This article studies the evolution of the topos of «garden» in Anton Chekhov’s works in the 1890s –1900s. The lexical analysis shows the decay of topos’s duality «Sea + steppe» described earlier by Toporov and Razumova. A new dominant toponym – a «garden» – is being formed. The structure of topos develops gradually. In Chekhov’s story «The Duel», the garden becomes a reflection of the emotional state within the family. In the story «Fear», the first elements of symbolization the come out. Subjectivity of perception of the world becomes the main purpose for the author. In the story «Black Monk», Chekhov enters into a dialogue with Nietzsche and uses the idea of the Dionysian and Apollonian principles to create characters’ images. Topos is independent of the genre-ordinary decisions. Chekhov continues to shape a garden space in the drama as well. The topos «Garden» emerges in full in «Cherry Orchard». Chekhov takes topos beyond visual action. Space is no longer the place of the event, which enhances the effect of symbolization. With the help of topos, Chekhov actualizes the installation of modernists to expand artistic impression. The world is no longer perceived as a beautiful and stable system created by God, space is transformed through the prism of subjective perception of heroes.
Статья посвящена эволюции топоса «Сад» в творчестве А. П. Чехова 1890-1900-х гг. С помощью лексического анализа показывается, что в этом периоде исканий писателя происходит распад описанной В. Н. Топоровым и Н. Е. Разумовой топосной дуальности «море – степь». Формируется новая топосная доминанта – сад. Структура топоса складывается постепенно. В повести «Дуэль» Чеховым задается связка «сад – семья», но само пространство пока не выходит за границы придомовых палисадников. В рассказе «Страх» намечается вектор будущей символизации: во главу угла ставится субъективное восприятие. Страшными, радостными, грустными могут быть любые, самые простые детали садово-паркового пространства. В повести «Черный монах» Чехов, вступая в диалог с Ницше, использует для создания образа героев идеи дионисийского и аполлонического начал. Топос независим от жанрово-рядовых решений, Чехов продолжает формировать садовое пространство и в драме. В «Чайке» оформляется структура топоса: устанавливаются отношения между садом, парком и домом. Авторские наработки воплощаются в заключительном произведении – «Вишневом саде». Чехов выносит топос за пределы визуального действия. Пространство перестает быть местом совершения события, что усиливает эффект символизации. В чеховском подходе к оформлению крупных пространственных единиц выражается установка модернистов на расширение художественной впечатлительности. Мир больше не воспринимается как прекрасная и стабильная система, созданная богом, пространство прочитывается и преобразовывается через призму субъективного восприятия героев.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15460
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15460
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Источник: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2018. – Т. 4, № 2
Располагается в коллекциях:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
Комаров_124_138.pdf406.48 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.