Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14175
Title: Формирование информационно-коммуникативной компетентности как условие практикоориентированной исследовательской деятельности педагогов
Other Titles: Information and communication fostering as the part of teacher`s practice-oriented research activity
Authors: Мелихова, Анастасия Андреевна
Anastasia, A. Melikhova
Keywords: research culture;practice-oriented training;Information-communicative competence;reading comprehension;исследовательская культура;практикоориентированная подготовка;Информационно-коммуникативная компетентность;текстовая деятельность
Issue Date: 2015
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Том 1 №4(4)
Abstract: В статье обосновывается потребность развития исследовательской деятельности у современных специалистов, которая должна быть в основе практикоориентированной подготовки в многоуровневом российском педагогическом образовании. При этом условием развития исследовательской культуры, согласно современным требованиям, может быть формирование информационно-коммуникативной компетентности, которая в авторской трактовке представляет собой способность понимания и развития гуманитарных смыслов предметной информации в общении и профессиональной деятельности. В основе методологии данного исследования лежат: компетентностный подход (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) социально-личностный подход (В. И. Загвязинский), семиосоциопсихологическая теория (Т. М. Дридзе), основы педагогической герменевтики (А. Ф. Закирова), закономерности смыслообразования (Е. Г. Белякова), знаково-контекстное обучение (А. А. Вербицкий). Процесс формирования информационно-коммуникативной компетентности рассмотрен на примере подготовки педагогов, поскольку инновационный потенциал у обучающихся гуманитарной, естественнонаучной и инженерной областей не может быть заложен, если преподаватели вуза и школьные учителя сами не будут владеть исследовательской культурой и транслировать ее другим. Технология формирования информационно-коммуникативной компетентности основана на механизме интеграции профессионального и гуманитарного контекста средствами текстовой деятельности как осмысленной работы с текстами в условиях диалога и выстроена в логике определенных этапов ее освоения: мотивация и актуализация субъектного опыта; осмысление предметного содержания текста; интерпретация гуманитарного контекста; смысловое обобщение полученного опыта. При этом через текстовую деятельность формируются способности работать с информацией, используя диалог, групповое взаимодействие, что позволяет проникнуть в содержание предметных текстов, выйти к гуманитарным смыслам профессиональной деятельности и обеспечивает подготовку к реальной практической . In the article the demand to develop research activity of modern professionals which should form the basis of practice-oriented training within the multilevel system of Russian education. The research culture can be developed under the condition of forming information-communicative competence as an ability to understand and develop humanitarian meanings of subject information in communication and professional activity. The methodological basis of this research is formed by: the competence approach (I. A. Zimnyaya, A. V. Khutorskoy, etc.), the socio-personal approach (V. I. Zagvyazinsky), the semiosociopsychological theory (T. M. Dridze), the bases of pedagogical hermeneutics (A. F. Zakirova), the laws of meaningmaking (E. G. Belyakova), and contextual training (A. A. Verbitsky). The process of fostering the information-communicative competence is presented employing the example of teacher-training activity, as if university and school teachers don't have research culture, they can't broadcast it to future humanitarian, natural-science and engineering professionals to develop their innovative potential. The technology of fostering the information-communicative competence is based on the mechanism of reading comprehension as intelligent work with texts in the conditions of a dialogue and the process is built in the logics of its development: motivation and activation of subject experience; understanding of the subject content of the text; interpretation of the humanitarian context; semantic summary of the new experience. With help of reading comprehension it becomes possible to foster abilities of working with information, using dialogue and group interaction. At the same time this allows to get into the contents of subject texts, to comprehend humanitarian meanings of professional activity, and to realize the readiness for professional activity.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14175
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
282-293.pdf388,48 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.