Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14445
Title: Типология источников по истории мусульманского искусства (на материалах Тюменского региона)
Other Titles: Typology of sources on the history of islamic art (a case study of of Tyumen region)
Authors: Bortnikova, Yu. A.
Бортникова, Ю. А.
Keywords: Tyumen region
Western Siberia
artist
painting
a necropolis
a mosque
shamail
architecture
art
standard
document
source
islam
некрополь
мечеть
шамаиль
архитектура
искусство
нормативный акт
документ
источник
ислам
Тюменский регион
Западная Сибирь
художник
картина
Issue Date: 2014
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Бортникова, Ю. А. Типология источников по истории мусульманского искусства (на материалах Тюменского региона) / Ю. А. Бортникова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: История / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев; научный редактор серии А. Г. Еманов. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – № 2. – С. 92-97.
Abstract: The article is devoted to the characteristics of the source base of Islamic art in the XVI-XIX centuries. The article considers standards to be among the sources and emphasizes that they were not able to regulate the sphere of art directly, but did it indirectly. Reference materials are presented in the article by census data, while business documentation – by data of the archives of the Tyumen region. The author paid attention to the drawings of mosques and registers with calligraphic inscriptions, as well as to the pictures of cult buildings made in the beginning of XX century. The article analyzes the material sources presented in museums of the Tyumen region. They are particularly decorative art objects: rings, bracelets, earrings and other jewelry with Muslim symbolism, and the things used for performance of religious worship: for example, floor mats for prayer. The article also considers architectural objects and paintings, reflecting the objects of the Islamic art, among which there are paintings of S. Remezov, M. Znamensky, P. Chukomin and C. Surikov.
Статья посвящена характеристике источниковой базы исламского искусства в XVI-XIX вв. Среди источников рассмотрены нормативные акты и подчеркнуто, что они не могли регулировать сферу творчества прямо, а действовали опосредованно. Справочные материалы представлены в статье данными переписей, а делопроизводственная документация – материалами архивов Тюменской области, среди которых автор обратил внимание на чертежи мечетей и метрические книги с каллиграфическими надписями, а также фотографии культовых строений, сделанные в начале ХХ в. В статье дается анализ материальным источникам, находящимся в музейных фондах Тюменской области: это прежде всего предметы декоративно-прикладного искусства (кольца, браслеты, серьги и другие украшения с мусульманской символикой), а также вещи, предназначенные для исполнения религиозного культа: например, коврики для намаза. Среди источников рассмотрены также архитектурные объекты и картины, отразившие предметы мусульманского искусства, – это работы художников С. Ремезова, М. Знаменского, П. Чукомина, С. Сурикова.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14445
ISSN: 1562-2983
1994-8484
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: История. – 2014. – № 2
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
типОлОгия истОчникОв.pdf863 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.