Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15150
Title: О механизмах формирования сакрального образа царской власти во второй половине XVI века (на примере чина венчания на царство)
Other Titles: Framing the Sacred Image of Tsar Power in the Second Half of the XVI Century (the Coronation Ceremony)
Authors: Шевченко, Максим Николаевич
Maksim, N. Shevchenko
Keywords: “aesthetics of Tsar power”;framing Tsar power’s sacred image;rite of coronation;Tsar insignia;«эстетика царской власти»;механизмы формирования сакрального образа царской власти;чин венчания на царство;царские инсигнии
Issue Date: 2017
Citation: Шевченко, М. Н. О механизмах формирования сакрального образа царской власти во второй половине XVI века : (на примере чина венчания на царство) / М. Н. Шевченко // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3, № 1. - С. 132-145.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3 №1
Abstract: Целью настоящей работы является определение сущности механизмов формирования сакрального образа царской власти на примере чина венчания на царство. Для этого нужно решить ряд задач: выявить специфику и обусловленность структурных элементов церемонии венчания на царство; раскрыть смысловые значения ключевых компонентов обряда; установить направленность и характер действия применяемых в церемонии венчания инструментов, ориентированных на формирование уникального образа власти. В работе использовались историко-генетический и сравнительно-исторический методы исследования. На основе анализа источниковой базы и литературы в статье делаются выводы, что при составлении обряда коронования в чин венчания были заложены приемы, направленные на создание у населения представления о том, что царская власть покоится на двух основаниях — «Божья Воля» и «Соборность». Автором статьи утверждается, что титул Царь интерпретировался в вероучительном ключе, сближая монарха с библейскими царями. Особый вид обряда миропомазания создавал неповторимую харизму власти. Венчанию монарха на царство составители чина придали форму особого рода богослужения. Передвижение царской процессии между храмами по форме и содержанию коррелировало с крестным ходом. После завершения обряда присутствовавшие на церемонии имели возможность прикоснуться к «священному», стать обладателями фрагментов материи, постилавшейся под ноги царя и Первосвятителя. Использование многочисленных драгоценностей формировало «эстетику царской власти», с помощью которой передавалась мысль о неизреченном, таинственном взаимодействии Бога и человека. Церемония коронации связывала «священное» и «мирское», русское общество и государство «вписывалось» составителями чина в сакральное время и пространство христианской . The goal of the article is to determine the nature of framing the sacred image of tsar power on the example of the coronation ceremony. The formulated objective involves the following tasks: identifying the specifics and interconnection of the structural elements of the coronation ceremony; disclosing the meanings of key components of the rite; identifying the direction and the nature of the activities used in the coronation ceremony as the tools aimed at framing of the unique image of the tsar authority. In the article we employ the historical-genetic and historical-comparative research methods. The analysis of the source base and literature reveals that the coronation ceremony involves the techniques aimed at creating the idea that Tsar power rests on two foundations — “God’s Will” and “Sobornost'”. The author argues that the title of Tsar was interpreted in the religious vein, bringing a monarch together to biblical kings. The specificity of the Confirmation rite promoted for the unique charisma of power. The coronation ceremony was given the form of worship. The movement of the Tsar procession between the temples correlated with the cross procession. After the procession those who were present at the ceremony were able to touch the “sacred”, thus becoming owners of fragments of the matter, which was spread under the feet of the Tsar and the Primate. Numerous jewels formed the “aesthetics of Tsar power”, through which the idea of ineffable, mysterious interaction between God and man was transmitted. Coronation ceremony bound the sacred and the secular.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15150
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
132_145.pdf808,75 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.