Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15287
Title: Possible worlds - text worlds - discourse worlds and the semiosphere
Other Titles: Возможные миры - дискурсивные миры - текстовые миры и семиосфера
Authors: Кржановска-ключевска, Эльжбета
Elżbieta, Chrzanowska-kluczewska
Keywords: возможные миры;semiosphere;game-theory;contextualization;discourse worlds;text worlds;possible worlds;семиосфера;теория игр;контекстуализация;дискурсивные миры;текстовые миры
Issue Date: 2017
Citation: Сhrzanowska-Kluczewska, E. Possible worlds - text worlds - discourse worlds and the semiosphere / E. Сhrzanowska-Kluczewska // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3, № 3. - С. 35-57.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3 №3
Abstract: В данной статье анализируется понятие возможного мира, разработанное в американской аналитической философии и модальной логике в 1960-х и 1970-х гг. (Крипке, Хинтикка, Льюис, Ресчер), но вскоре адаптированное к потребностям литературной лингвистики. Эта адаптация, благодаря Л. Долежелу, Н. Е. Энквисту и У. Эко среди прочих, привела к появлению концепции текстового мира — гораздо более богатой (и контекстуализированной) модели мира. Когнитивный поворот в исследованиях текста (Верт, Стоквел, Гэвинз) расширил понятие текстового мира в самое всеобъемлющее образование, называемое дискурсивным миром, в фокусе которого находится зависимость читателей от их действительности в процессе воссоздания текстового мира. Автор этой статьи утверждает, что текстовые/дискурсивные миры обладают диалогическим характером и поэтому могут быть изучены в рамках теории игр. Соответственно, автором постулируется типология текстовых игр (семантические игры автора, прагматические игры читателя, игры самого текста, игры критиков, игры переводчиков), чтобы показать, как создание и воссоздание текстовых/дискурсивных миров представляют игровое занятие. Второе утверждение автора состоит в том, что текстовые/дискурсивные миры как семиотические конструкции погружены в семиосферу как всеохватывающее пространство культуры. Таким образом, автор пытается преодолеть разрыв между западными исследованиями о возможных/текстовых/дискурсивных мирах и семиотической модели Ю. М. Лотмана и . This article analyses the notion of possible world, which was developed in American analytical philosophy and modal logic in the 1960s and 1970s (Kripke, Hintikka, Lewis, Rescher) but was soon adapted to the needs of literary linguistics. The adaptation, due to L. Doležel, N. E. Enkvist and U. Eco, among others, led to the emergence of the concept of text world, a much richer (contextualized) world-model. The cognitive turn in textual studies (Werth, Stockwel, Gavins) expanded the notion of text world into the most comprehensive formation called discourse world, which brings into focus the readers’ dependence on their actuality in the process of reconstructing a text world. The author of this article argues that text/discourse worlds possess a dialogical nature and thus can be studied within the framework of game-theory. Accordingly, she postulates a typology of textual games (semantic games of the author, pragmatic games of the reader, games of the text itself, games of critics, games of translators) in order to show how the creation and re-creation of text/discourse worlds is a gamesome enterprise. Her second claim is that text/discourse worlds as semiotic construals are immersed in the semiosphere as the all-encompassing space of culture. In this way she tries to bridge the gap between the Western studies on possible/text/discourse worlds and the semiotic model of Yu. M. Lotman and B. Uspensky.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15287
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
035_057.pdf942,78 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.