Title: | Первокурсники лицеев и колледжей Санкт-Петербурга: выбор профессии двадцать лет спустя |
Other Titles: | Professional choice of first-year students schools and colleges of St. Petersburg: twenty years later |
Authors: | Mishchenko, A. S. Мищенко, А. С. |
Keywords: | professional choice professional self-determination of students objective and subjective factors socialization of modern teachers and students of lyceums and colleges social monitoring sociological toolkit modular conference социологический мониторинг ресоциализация современных педагогов и учащихся лицеев и колледжей социологический инструментарий модульного типа профессиональный выбор профессиональное самоопределение учащихся объективные и субъективные факторы конференция |
Issue Date: | 2018 |
Publisher: | Издательство Тюменского государственного университета |
Citation: | Мищенко, А. С. Первокурсники лицеев и колледжей Санкт-Петербурга : выбор профессии двадцать лет спустя / А. С. Мищенко. – Текст : электронный // Образование : молодежь, конкурентоспособность : сборник докладов Международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летнему юбилею академика Российской академии образования, доктора философских наук, профессора Г. Ф. Шафранова-Куцева (Тюмень, 21-22 сентября 2018 г.) / под редакцией М. М. Акулич, Е. В. Андриановой, Г. З. Ефимовой ; Министерство науки и высшего образования РФ, Тюменский государственный университет, Тюменский научно-образовательный центр Российской академии образования, Западно-Сибирский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – С. 119-124. |
Abstract: | The Professional choice of first-year students was described in a report through various dominant features that define its content: the profession – the economic value and the basis for professional growth of the students; the profession – personal and family value to freshmen; the profession is not for students of any significant value, since they have chosen her by chance; to conduct the study uses a flexible sociological Toolkit of modular type, allowing to diagnose objective and subjective factors of behavior of the respondents; it includes seven blocks of indicators, particularly indicators: macro-social factors; learning environment professional lyceums and colleges; the subjective and personal characteristics of students; free time and leisure activities, as well as other characteristics of activity of the respondents; in total it includes over 300 individual indicators of conditions and factors, which influence on the professional choice of respondents; the analysis of sociological data shows that the factors included in the determinist core of professional choice of pupils, affect it in different ways: the most – on the choice of profession students as economic values; minimal – to choose one’s profession as the basis of his professional growth. The strongest impact on the professional choices of the students the factors of educational environment of schools and colleges, the personal characteristics of students and people interacting with them; the conclusion: conditions and factors, interests and institutions of the Russian society should be paired with critical social and economic priorities of the state, with the interests of young and adult Russians; the process of re-socialization of teachers and the professionalization of young people must be substantiated by changes in the content of their activities, to assume effectively organized administrative work, to take into account that the success of secondary vocational schools also rooted in the gender demographic and the plane of its personnel capacity that they affect the values and personal characteristics of its actors. Профессиональный выбор первокурсников характеризуется различными характеристиками, определяющими его содержание: профессия – экономическая ценность и основа квалификационного роста учащихся; профессия – личная и семейная ценность для первокурсников; профессия не представляет для учащихся какой-либо значимой ценности, поскольку они ее выбрали случайно; для проведения исследования используется гибкий социологический инструментарий модульного типа, позволяющий диагностировать объективные и субъективные факторы поведения респондентов; он включает в себя семь блоков показателей, в частности, индикаторы: макросоциальных факторов; учебной среды профессиональных лицеев и колледжей; субъективных и личностных характеристик учащихся; свободного времени и досуга, а также другие характеристики жизнедеятельности респондентов; в общей сложности в него вошли свыше 300 единичных индикаторов условий и факторов, так или иначе влияющих на профессиональный выбор респондентов; проведенный анализ социологических данных показывает, что факторы, входящие в детерминационное ядро профессионального выбора учащихся, влияют на него различным образом: максимально – на выбор профессии учащимися в качестве экономической ценности; минимально – на выбор профессии в качестве основы своего квалификационного роста. Сильнее всего оказывают влияние на профессиональный выбор учащихся факторы образовательной и воспитательной среды лицеев и колледжей, личностные характеристики учащихся и людей, взаимодействующих с ними; делается вывод: условия и факторы, интересы и институции российского общества должны быть сопряжены с важнейшими социальными и экономическими приоритетами государства, с интересами молодых и взрослых россиян; процессы ресоциализации педагогов и профессионализации молодежи должны быть фундированы изменениями в содержании их деятельности, предполагать эффективно организованную управленческую работу, учитывать, что успехи средней профессиональной школы укоренены также в гендерной и демографической плоскости ее кадрового потенциала, что они – затрагивают ценностные и личностные характеристики ее акторов. |
Conference name: | Международная научно-практическая конференция "Образование: молодежь, конкурентоспособность", приуроченная к 80-летнему юбилею академика Российской академии образования, доктора философских наук, профессора Г. Ф. Шафранова-Куцева |
Conference date: | 21.09.2018-22.09.2018 |
URI: | https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/17658 |
ISBN: | 978-5-400-01506-9 |
Source: | Образование: молодежь, конкурентоспособность : сборник докладов Международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летнему юбилею академика Российской академии образования, доктора философских наук, профессора Г. Ф. Шафранова-Куцева. – Тюмень, 2018 |
Appears in Collections: | Материалы конференций, форумов, семинаров
|
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.