Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/18075
Title: Проблемы развития системы конституционного контроля в субъектах Российской Федерации после конституционной реформы 2020 года
Other Titles: Problems of developing the system of constitutional control in the constituent entities of the Russian Federation after the 2020 constitutional reform
Authors: Рудман, М. Н.
Туриянов, А. Р.
Rudman, M. N.
Turiyanov, A. R.
Keywords: конституционное законодательство
конституционный контроль
субъект федерации
конституционный суд
федерализм
конституционный совет
судебная власть
constitutional legislation
constitutional control
subject of the federation
constitutional court
federalism
constitutional council
judiciary
Issue Date: 2022
Publisher: Тюменский государственный университет
Citation: Рудман, М. Н. Проблемы развития системы конституционного контроля в субъектах Российской Федерации после конституционной реформы 2020 года / М. Н. Рудман, А. Р. Туриянов. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования / главный редактор Л. М. Симонова. – Тюмень : ТюмГУ-Press, 2022. – Т. 8, № 3(31). – С. 109-123.
Abstract: В статье анализируются предпосылки конституционной реформы 2020 г., упразднившей институт конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации. Авторами выявляются значение и факторы развития региональной конституционной юстиции, рассматриваемого как один из фундаментальных элементов российского конституционного федерализма. Приведен подробный анализ аргументов в пользу ликвидации органов конституционной юстиции субъектов РФ, которые не содержат вариантов обеспечения эффективного конституционного контроля на уровне регионов, что представляется отражением низкой заинтересованности общества в сохранении конституционного строя. В качестве ведущей причины ликвидации региональных конституционных и уставных судов выделяется отсутствие политического запроса на их деятельность в силу неразвитости российского федерализма. Новизна статьи заключается в выявлении взаимосвязи между развитием конституционной юстиции в субъектах РФ и политической стабильностью конституционного строя российского государства. Автор подчеркивает значение возможности учреждения органов конституционной юстиции в субъектах РФ для развития отечественного конституционализма, которая сохраняется на основе действующего конституционного законодательства. При этом отмечается, что предлагаемая в рамках конституционной реформы 2020 г. модель с подчинением региональных органов конституционной юстиции представительным органам субъектов федерации нарушает конституционный принцип независимости судебной власти. В статье выдвигается гипотеза о том, что развитие конституционной основы российского федерализма опирается на стабильность конституционного и уставного законодательства регионов. Следовательно, эффективность регионального конституционного контроля представляет собой фундаментальную основу существующего конституционного строя. Поэтому осуществляющие такой контроль учреждения должны быть выведены из непосредственного подчинения представительным органам субъектов федерации.
This article analyzes the prerequisites for the 2020 constitutional reform, which abolished the institution of constitutional and statutory courts in the constituent entities of the Russian Federation. The author identifi es the signifi cance and factors for the development of regional constitutional justice, considered as one of the fundamental elements of Russian constitutional federalism. The study provides a detailed analysis of the arguments for liquidating the bodies of constitutional justice of the RF constituent entities with no options for ensuring eff ective constitutional control at the regional level, which seems to be a refl ection of society’s low interest in maintaining the constitutional order. The leading reason for liquidating regional constitutional and statutory courts is the lack of a political request for their activities due to the underdevelopment of Russian federalism. The novelty of this research lies in identifying the relationship between the development of constitutional justice in the RF constituent entities and the political stability of the Russian state’s constitutional system. The author emphasizes the importance of the possibility of establishing constitutional justice bodies in the RF constituent entities for the development of domestic constitutionalism, which is preserved based on the current constitutional legislation. At the same time, the model, proposed within the 2020 constitutional reform and subjugating the regional constitutional justice to the RF subjects’ representative bodies, violates the constitutional principle of the judiciary’s independence. This article propose a hypothesis that the development of the constitutional basis of Russian federalism relies on the stability of the constitutional and statutory legislation of the regions. Consequently, the eff ectiveness of regional constitutional control is the foundation of the existing constitutional order. Therefore, the institutions exercising such control should be removed from the direct subordination to the representative bodies of the federation’s subjects.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/18075
ISSN: 2411-7897
2500-3534
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования. – 2022. – Т. 8, № 3(31)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Files in This Item:
File SizeFormat 
socia_2022_3_109_123.pdf356.76 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.