Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2618
Title: Социальные факторы формирования образовательных планов старшеклассников (на материалах социологических исследований в г. Барнауле в 2018 г.)
Other Titles: Social factors in the formation of the educational plans of high school students (based on sociological research materials in Barnaul in 2018)
Authors: Нагайцев, В. В.
Nagaytsev, V. V.
Keywords: образовательные планы школьников; Сибирский социум; Siberian Socium; educational plans of schoolchildren; социальный статус молодых людей; современная система образования в РФ; процесс социального воспроизводства; социальное окружение индивидуума; «значимые другие»; the social status of young people; the modern education system in the Russian Federation; the process of social reproduction; the social environment of the individual; “significant others”
Issue Date: 2018
Publisher: Тюменский государственный университет
Citation: Нагайцев, Виктор Валентинович / Социальные факторы формирования образовательных планов старшеклассников (на материалах социологических исследований в г. Барнауле в 2018 г.) // Siberian Socium (Сибирский социум). — 2018. — Том 2. — № 3. — С. 62-74. — ISSN 2587-6708, 2587-8484.
Abstract: Современные ученые сходятся во мнении, что настоящая модернизация существующей системы образования России невозможна, если не будет уделяться достаточного внимания образовательным планам старшеклассников. Цель нашего исследования заключается в анализе влияния социальных факторов на формирование образовательных планов учащихся старших классов средних образовательных учреждений. В задачи исследования также входит изучение всей системы взаимодействия зафиксированных нами факторов, определение их потенциала, выявление основных последствий воздействия отдельных факторов на образовательные планы школьников и т. д. В статье представлены результаты эмпирического социологического исследования старшеклассников, проведенного весной 2018 г. Было проинтервьюировано 268 человек — на момент исследования все они являлись учениками 11-х классов барнаульских образовательных школ. В результате было установлено, что процесс формирования образовательных планов происходит под воздействием самых разнообразных факторов: социального статуса родителей или опекунов детей, мнений членов их ближайшего окружения, показателей академической успеваемости в школе и др. Сформулирован вывод, согласно которому в настоящее время в качестве ключевых факторов, имеющих максимальное влияние на процесс формирования образовательных планов современных выпускников средних общеобразовательных школ г. Барнаула, выступают: социальный статус родителей школьника, их образовательный уровень, а также их позиция по вопросу будущего своего ребенка. Существенную роль также играет и мнение друзей старшеклассника. Представляется целесообразным осуществлять подобные исследования в мониторинговом режиме не только в г. Барнауле, но и в Алтайском регионе в целом.
Modern scholars agree that a true modernization of the existing education system in Russia is impossible, unless sufficient attention is paid to the educational plans of high school students. This research aims to analyse the influence of social factors on the formation of educational plans for students of senior classes of secondary educational institutions. The objectives of the study also include a) the study of the entire system of interaction of the recorded factors, b) the determination of their potential, and c) the identification of the main consequences of the impact of individual factors on the educational plans of schoolchildren. The article presents the results of an empirical sociological study of high school students, conducted in the spring of 2018. 268 people were interviewed, who, at the time of the study, were all students of 11th grade at Barnaul educational schools. The results show that the process of formation of educational plans occurs under the influence of a variety of factors: the social status of parents or guardians of children; the opinions of members of their inner circle; indicators of academic performance at school, etc. The authors conclude that the parents’ position and the opinion of the friends of a high school student plays a significant role on the child’s future. It seems appropriate to carry out such studies in the monitoring mode, not only in the city of Barnaul, but also in the Altai Region as a whole.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2618
Appears in Collections:Сибирский социум (SIBERIAN SOCIUM)

Files in This Item:
File SizeFormat 
062_074.pdf469.91 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.