Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2752
Title: Правовое обеспечение внедрения цифровых технологий в сфере электронных обращений граждан в органы государственной власти
Other Titles: Legal Regulations for Implementing Digital Technologies in the Field of Citizens’ Electronic Application to the Authority
Authors: Филонова, О. И.
Полякова, Е. Н.
Filonova, O. I.
Polyakova, E. N.
Keywords: государственное управление; государственные услуги; цифровые технологии; электронные обращения; информационная безопасность; персональные данные; электронное правительство; public administration; state services; digital technologies; electronic application; information security; personal data; electronic government
Issue Date: 2018
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Филонова, О. И. Правовое обеспечение внедрения цифровых технологий в сфере электронных обращений граждан в органы государственной власти / О. И. Филонова, Е. Н. Полякова // Вестник Тюменского государственного университета: Социально-экономические и правовые исследования / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2018. – Т. 4. – № 4. – С. 119-132.
Series/Report no.: Социально-экономические и правовые исследования
Abstract: Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с применением цифровых технологий при подаче электронных обращений граждан в органы власти. Внедрение цифровых технологий в сферу взаимодействия граждан и государства соответствует приоритетной политике формирования информационного общества и электронного правительства. Защита персональных данных является одной из задач комплексного обеспечения информационной безопасности государства, что обусловливает актуальность темы статьи. Цель работы — на основе анализа законодательства и порталов центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг выявить проблемы и разработать предложения по правовому обеспечению внедрения цифровых технологий в сфере электронных обращений граждан в органы публичной власти. В результате контент-анализа региональных сайтов многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг было выявлено, что на большинстве порталов персональные данные отправляются в открытом, незашифрованном виде, что ставит под угрозу их безопасность. Решением проблемы угрозы утечки персональных данных граждан при формировании электронного обращения в органы государственной власти и местного самоуправления может стать применение на интернет-порталах этих органов в обязательном порядке протокола шифрования данных HTTPS, предполагающего соблюдение трех важнейших аспектов безопасности: шифрования, аутентификации пользователей, целостности. Анализ законодательства и контент-анализ Единого портала государственных и муниципальных услуг показал, что на указанном портале отсутствует возможность направить заявление, предложение или жалобу в какое-либо конкретное ведомство. Решением этой проблемы может стать добавление на Едином портале дополнительной услуги путем создания отдельной интернет-страницы, содержащей форму для обращения и поля для персональных данных заявителя. В России не обеспечен равный доступ граждан к услугам электронных обращений, существует «цифровое неравенство». Решением может стать внесение в законодательство изменений, предоставляющих слабовидящим гражданам возможность получения ответа, написанного с помощью шрифта Брайля, и принятие мер по интернетизации в сельской местности. Результаты исследования, в частности предложения по преодолению «цифрового неравенства», совершенствованию законодательства в сфере защиты персональных данных и повышению эффективности функционала порталов, будут способствовать решению проблем информационного общества.
This article studies the problem of using digital technologies in citizens’ electronic applications to the governmental organs. The introduction of digital technologies into the interaction between citizens and the state meets the priority policy of creating information society and electronic government. Personal data security is one of the tasks for the integrated support of the state information security, which determines the relevance of this topic. Using the analysis of legislation, content analysis of portal centers of provision of state and municipal services, the authors aim to reveal the existing problems and to develop proposals on legal regulations of introducing digital technologies for applying to the government. The results show that most regional multifunctional centers send personal data unencrypted (thus violating the security), while the Unified Portal of State and Municipal Services does not allow to send an application, proposal or complaint to particular departments. Another revealed problem is the unequal citizens’ access to the electronic application services in Russia, proving the existence of the «digital divide». The authors’ recommended solutions include the following: a) employing data encryption protocol HTTPS (intended to provide the three most important security aspects: encryption, authentication of users, and integrity) on the public authorities’ internet portals; b) making the web-portals more user-friendly by creating unique web-pages for particular departments; and c) setting legal requirements for government portals to provide visually impaired citizens with opportunities to receive a response written in Braille and to take measures for countryside’s internetization. The article’s results and conclusion may improve the legislation in the field of personal data security and the efficiency of the portals, thus, solving the problems of the information society.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2752
ISSN: 2411-7897
2500-3534
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Files in This Item:
File SizeFormat 
119_132.pdf375.77 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.