Abstract: | В статье рассматривается становление Кафы к концу XIV в. как ведущей талассополитии Черноморского региона, когда глава города Кафы стал одновременно и «правителем всего Черного моря». Источниковой основой исследования послужили «Книга Газарии» 1341 г., статуты города Кафы 1316 г., 1449 г., нотариальные акты Кафы XIV–XV вв., массарии Кафы 1381 г., 1424 г., итальянские лоции, византийские периплы XIV–XV вв., итальянские морские карты XIV–XV вв., материалы археологических раскопок на территории Феодосийского порта. Результатом исследования стало раскрытие сущности талассополитии Кафы эпохи премодерна, включавшей в себя установление территориальной власти Кафы на всю береговую линию Крымского полуострова в форме «Большой хоры»; контроль над морскими коммуникациями, требования обязательного захода в порт Кафы всех судов, совершавших плавания по Черному морю; создание морской логистической сети в виде портов, гаваней, причалов и якорных стоянок для вывоза продукции локальных промыслов, которая обслуживалась судами, грузчиками и метрологической службой порта Кафы; введение системы семафорной сигнализации в пределах «Большой хоры» Кафы; обеспечение безопасности навигации в Черном море, нейтрализация пиратства, корсарства и морских действий недружественных стран, возмещение ущерба пострадавшим гражданам Кафы; создание военно-морской цепи крепостей и укреплений с локациями быстроходных боевых трирем; развитие судостроительной и судоремонтной инфраструктуры как в порту Кафы, так и в подчиненных ей портах; формирование института гражданства кафской талассополитии, особой «морской идентичности», зарождение идеи «контракта с морем». In this article, the author deals with the formation of Caffa by the end of the fourteenth century as the leading thalassopoliteia in the Black Sea region, when the head of the city of Caffa became «the ruler of the whole Black Sea» at the same time. The author refers to Liber Gazariae (1341), Caffa’s Statuta (1316, 1449), Caffa’s notarial acts from the fourteenth–fifteenth centuries, Massaria Caffae 1381, 1424, Italian pilot charts, Byzantine periploi from the fourteenth–fifteenth centuries, Italian nautical charts from the fourteenth–fifteenth centuries, and materials of archaeological excavations in Feodosia port. Following the study, the author reveals the essence of the thalassopoliteia of Caffa in the pre-modern world which involved the establishment of Caffa’s territorial power over the entire coastline of the Crimean Peninsula in the form of the «Great Chora»; control over maritime communications, requirements of obligatory calls to the port of Caffa for all vessels sailing the Black Sea; creation of a maritime logistics network in the form of ports, harbours, berths, and anchorages for the export of local products, which was served by ships, loaders, and the metrological service of Caffa’s port; introduction of the semaphore signaling system within the «Great Chora» of Caffa ensuring safety of navigation in the Black Sea; neutralisation of piracy, corsairing, and maritime actions of hostile countries, reimbursement of damages to affected citizens of Caffa; creation of a naval chain of fortresses and fortifications with locations of fast-moving battle triremes; development of shipbuilding and ship repair infrastructure both in the port of Caffa and in its subordinate ports; formation of the institution of Caffa’s thalassopoliteia, a special «maritime identity», the birth of the idea of «contract with the sea». |