Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37047
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorБелякова, Е. Г.ru
dc.contributor.authorНеумоева-Колчеданцева, Е. В.ru
dc.contributor.authorБыков, С. А.ru
dc.contributor.authorBelyakova, E. G.en
dc.contributor.authorNeumoeva-Kolchedantseva, E. V.en
dc.contributor.authorBykov, S. A.en
dc.date.accessioned2025-07-02T07:27:33Z-
dc.date.available2025-07-02T07:27:33Z-
dc.date.issued2019-
dc.identifier.citationБелякова, Е. Г. Развитие смыслов педагогической деятельности у студентов – будущих педагогов через понимание и интерпретацию текстов / Е. Г. Белякова, Е. В. Неумоева-Колчеданцева, С. А. Быков. — Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — № 8. — С. 23-39.ru
dc.identifier.issn2304-120X-
dc.identifier.urihttps://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37047-
dc.description.abstractВ условиях многоуровневого педагогического образования существенно возрастает актуальность профессионального самоопределения студентов, начальным этапом которого является ориентация в ценностях и смыслах избранной профессии. В статье раскрывается подход к проблеме развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов, представлено его методическое обеспечение. Цель статьи состоит в обосновании методики развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности студентов-педагогов средствами текстовой деятельности. Методологической базой исследования являются положения теории смысла, педагогической герменевтики, авторской концепции смысловых механизмов профессионального самоопределения. В ходе исследования определен механизм развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов через понимание и интерпретацию разножанровых текстов с педагогическим содержанием и создание «встречных текстов». Выявлено условие продуктивной реализации текстовой деятельности – многоракурсный диалог, в ходе которого происходит сопоставление смыслов текста с историческим контекстом и современными реалиями, актуализация и обогащение личностного смыслового опыта студентов. Описывается методика развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности у студентов-педагогов, включающая последовательные этапы отбора текстов, осмысления их содержания, презентации собственного понимания в условиях открытого диалога, рефлексии изменений в собственном восприятии ценностей, целей, способов деятельности педагога, а также изменений в индивидуальном переживании профессиональной идентичности. В статье приведены положительные результаты апробации предложенной методики в опытно-экспериментальной работе. На основе качественного анализа «встречных текстов» и рефлексивных эссе выявлена положительная динамика в содержании педагогических смыслов студентов, углубление их понимания педагогической деятельности и задач собственного профессионального развития. Количественная обработка с использованием контент-анализа и метода ранжирования подтверждает эти данные. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии смыслового подхода к проблеме профессионального самоопределения в условиях вузовской подготовки педагога. Разработаны способы интеграции смысловых механизмов профессионального самоопределения в образовательный процесс вуза. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для совершенствования профориентационных вузовских практик в педагогическом образовании, выявлении способов их реализации в условиях учебной и внеучебной работы со студентами.ru
dc.description.abstractUnder the conditions of multilevel pedagogical education, the relevance of students' professional self-determination significantly increases. The initial stage of professional self-determination is an orientation in the values and meanings of the teaching profession. The article reveals the approach to the problem of the development of axiological bases of pedagogical activity among students, and presents its methodological support. The purpose of the article is to substantiate the methodology for the development of humanitarian meanings of the pedagogical activity of students-teachers by means of working with texts. The methodological basis of the research is represented by the concepts of the theory of meaning, pedagogical hermeneutics, and the original concept of semantic mechanisms of professional self-determination. Research methods included experimental work, qualitative analysis of «counter texts» and reflexive essays. The research work allowed us to determine the mechanism for the development of axiological foundations of pedagogical activity among students through the understanding and interpretation of multi-genre texts with pedagogical content and the creation of «counter texts». The condition for the productive work with texts was revealed: a multi-angle dialogue, during which the meanings of the text were compared with the historical context and modern realities, the actualization and enrichment of students' personal sense experience took place. The method of development of humanitarian meanings of pedagogical activity among students-teachers is presented. The method includes successive stages of the selection of texts, understanding their content, presenting their own understanding in the context of open dialogue, reflection on changes in their own perception of values, goals, methods of the teacher, and changes in the individual experience of professional identity. The article presents the positive results of the proposed method testing in the experimental work. Based on a qualitative analysis of «counter texts» and reflexive essays, the authors revealed positive dynamics in the content of students' pedagogical meanings, their understanding of pedagogical activity and their own professional development. Quantitative processing using content analysis and ranking method confirms these data. The theoretical significance of the research lies in the development of the meaning approach to the problem of professional self-determination in the context of university training of teachers. The ways of integrating the semantic mechanisms of professional self-determination in the educational process of the university proposed. The practical significance of the study is connected with the development of recommendations for improving career guidance of university practices in teacher education, and identifying ways to implement them in educational and extracurricular work with students.en
dc.description.sponsorshipПубликация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-013-00106 «Смысловые механизмы профессионального самоопределения студентов – будущих педагогов».ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство МЦИТОru
dc.relation.ispartofКонцепт. — 2019. — № 8ru
dc.rightsЛицензионный договор № 2692 от 27.03.2025 о предоставлении права использования произведения (неисключительная лицензия)ru
dc.subjectпрофессиональное самоопределениеru
dc.subjectпедагогическое образованиеru
dc.subjectсмыслы педагогической деятельностиru
dc.subjectтекстовая деятельностьru
dc.subjectинтерпретацияru
dc.subjectдиалогru
dc.subject«встречный текст»ru
dc.subjectprofessional self-determinationen
dc.subjectpedagogical educationen
dc.subjectmeanings of pedagogical activityen
dc.subjectwork with textsen
dc.subjectinterpretationen
dc.subjectdialogueen
dc.subject«counter text»en
dc.titleРазвитие смыслов педагогической деятельности у студентов – будущих педагогов через понимание и интерпретацию текстовru
dc.title.alternativeThe development of pedagogical activity meanings among students-future teachers through the understanding and interpretation of textsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
local.description.firstpage23-
local.description.lastpage39-
local.issue8-
dc.identifier.doi10.24411/2304-120X-2019-11054-
Располагается в коллекциях:Научные сборники, статьи, препринты

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
2304-120X_2019_8_23_39.pdf935,32 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.