Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37047
Название: | Развитие смыслов педагогической деятельности у студентов – будущих педагогов через понимание и интерпретацию текстов |
Другие названия: | The development of pedagogical activity meanings among students-future teachers through the understanding and interpretation of texts |
Авторы: | Белякова, Е. Г. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Быков, С. А. Belyakova, E. G. Neumoeva-Kolchedantseva, E. V. Bykov, S. A. |
Ключевые слова: | профессиональное самоопределение педагогическое образование смыслы педагогической деятельности текстовая деятельность интерпретация диалог «встречный текст» professional self-determination pedagogical education meanings of pedagogical activity work with texts interpretation dialogue «counter text» |
Дата публикации: | 2019 |
Издатель: | Издательство МЦИТО |
Библиографическое описание: | Белякова, Е. Г. Развитие смыслов педагогической деятельности у студентов – будущих педагогов через понимание и интерпретацию текстов / Е. Г. Белякова, Е. В. Неумоева-Колчеданцева, С. А. Быков. — Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — № 8. — С. 23-39. |
Аннотация (реферат): | В условиях многоуровневого педагогического образования существенно возрастает актуальность профессионального самоопределения студентов, начальным этапом которого является ориентация в ценностях и смыслах избранной профессии. В статье раскрывается подход к проблеме развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов, представлено его методическое обеспечение. Цель статьи состоит в обосновании методики развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности студентов-педагогов средствами текстовой деятельности. Методологической базой исследования являются положения теории смысла, педагогической герменевтики, авторской концепции смысловых механизмов профессионального самоопределения. В ходе исследования определен механизм развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов через понимание и интерпретацию разножанровых текстов с педагогическим содержанием и создание «встречных текстов». Выявлено условие продуктивной реализации текстовой деятельности – многоракурсный диалог, в ходе которого происходит сопоставление смыслов текста с историческим контекстом и современными реалиями, актуализация и обогащение личностного смыслового опыта студентов. Описывается методика развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности у студентов-педагогов, включающая последовательные этапы отбора текстов, осмысления их содержания, презентации собственного понимания в условиях открытого диалога, рефлексии изменений в собственном восприятии ценностей, целей, способов деятельности педагога, а также изменений в индивидуальном переживании профессиональной идентичности. В статье приведены положительные результаты апробации предложенной методики в опытно-экспериментальной работе. На основе качественного анализа «встречных текстов» и рефлексивных эссе выявлена положительная динамика в содержании педагогических смыслов студентов, углубление их понимания педагогической деятельности и задач собственного профессионального развития. Количественная обработка с использованием контент-анализа и метода ранжирования подтверждает эти данные. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии смыслового подхода к проблеме профессионального самоопределения в условиях вузовской подготовки педагога. Разработаны способы интеграции смысловых механизмов профессионального самоопределения в образовательный процесс вуза. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для совершенствования профориентационных вузовских практик в педагогическом образовании, выявлении способов их реализации в условиях учебной и внеучебной работы со студентами. Under the conditions of multilevel pedagogical education, the relevance of students' professional self-determination significantly increases. The initial stage of professional self-determination is an orientation in the values and meanings of the teaching profession. The article reveals the approach to the problem of the development of axiological bases of pedagogical activity among students, and presents its methodological support. The purpose of the article is to substantiate the methodology for the development of humanitarian meanings of the pedagogical activity of students-teachers by means of working with texts. The methodological basis of the research is represented by the concepts of the theory of meaning, pedagogical hermeneutics, and the original concept of semantic mechanisms of professional self-determination. Research methods included experimental work, qualitative analysis of «counter texts» and reflexive essays. The research work allowed us to determine the mechanism for the development of axiological foundations of pedagogical activity among students through the understanding and interpretation of multi-genre texts with pedagogical content and the creation of «counter texts». The condition for the productive work with texts was revealed: a multi-angle dialogue, during which the meanings of the text were compared with the historical context and modern realities, the actualization and enrichment of students' personal sense experience took place. The method of development of humanitarian meanings of pedagogical activity among students-teachers is presented. The method includes successive stages of the selection of texts, understanding their content, presenting their own understanding in the context of open dialogue, reflection on changes in their own perception of values, goals, methods of the teacher, and changes in the individual experience of professional identity. The article presents the positive results of the proposed method testing in the experimental work. Based on a qualitative analysis of «counter texts» and reflexive essays, the authors revealed positive dynamics in the content of students' pedagogical meanings, their understanding of pedagogical activity and their own professional development. Quantitative processing using content analysis and ranking method confirms these data. The theoretical significance of the research lies in the development of the meaning approach to the problem of professional self-determination in the context of university training of teachers. The ways of integrating the semantic mechanisms of professional self-determination in the educational process of the university proposed. The practical significance of the study is connected with the development of recommendations for improving career guidance of university practices in teacher education, and identifying ways to implement them in educational and extracurricular work with students. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37047 |
ISSN: | 2304-120X |
Источник: | Концепт. — 2019. — № 8 |
Располагается в коллекциях: | Научные сборники, статьи, препринты |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
2304-120X_2019_8_23_39.pdf | 935,32 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.